ОТЧЕТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА СОВЕТА ЕВРОПЫ О СИТУАЦИИ В КРЫМУ

Инициатива "Восток-СОС", в состав которой входят две украинские правозащитные организации - Крымский правозащитный центр "Действие" и Правозащитный центр "Поступ" представляют краткий обзор отчета Уполномоченного Совета Европы по правам человека Нильса Муижникса.
 
С полным текстом доклада на английском языке можно ознакомиться здесь.
С 7-го по 12 сентября 2014 года Нильс Муижникс и его делегация осуществляли миссию в Киеве, Москве и Крыму. В этом отчете представлено краткое содержание проблем, обсуждавшихся во время миссии.
 
1.1 СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КРЫМУ


1.1.1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГРУБЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
 

  • Уполномоченный по правам человека получил отчеты международных организаций и правозащитных групп о случаях смертей и исчезновений при подозрительных обстоятельствах, имевших место с февраля 2014 года в Крыму. В ходе миссии уполномоченный обсудил с юристами, представителями гражданского общества и власти в Симферополе 5 подобных случаев (2 смерти и 3 случая исчезновения).
  • Один из вышеуказанных случаев связан с Решатом Аметовым, которого, как сообщают, видели в последний раз на протесте на главной площади Симферополя 3 марта 2014 года. Говорят, что его увели три мужчины в куртках военного типа. Как сообщают, его тело со следами жестокого обращения было найдено 16го марта 2014 года в месте в 57ми км от Симферополя, в селе Земляничное (Белогорский района). Обстоятельства исчезновения и смерти Решата Аметова до сих пор не выяснены.
  • Другой случай связан с 16ти-летним студентом Марком Иванюком, который умер при неясных обстоятельствах на трассе Черноморское-Оленевка 21го апреля 2014 года. Власти сообщают, что смерть наступила в результате дорожно-транспортного происшествия, хотя некоторые медиа источники ссылаются на слова матери погибшего, которая заявляет, что в его смерти замешана полиция. Во время обсуждения данного вопроса с госпожой Поклонской, она отметила, что местная Прокуратура об этом случае не осведомлена.
  • Уполномоченный так же разузнал о случаях трех местных общественных активистов, Леонида Коржа, Тимура Шаймарданова и Сейрана Зинединова, которые исчезли в конце мая 2014 года (соответственно 22го, 26го и 30го мая). Согласно письму из Прокуратуры Крыма от 31го июля 2014 года, адресованному Крымской полевой миссии по правам человека, в отношении Тимура Шаймарданова и Сейрана Зинединова открыты уголовные судопроизводства, а исчезновение Леонида Коржа не подтверждено и ожидает проверки. После окончания миссии Уполномоченному стало известно от информированного лица о похищении Исляма Джеппарова и Джевдета Ислямова 27го сентября 2014 года близ Симферополя – в районе Феодосийской трассы. Мужчин посадили в микроавтобус и увезли в неизвестном направлении, в отношении их похищения было открыто уголовное судопроизводство.
  • Во время встречи с местными руководителями Уполномоченный по правам человека подчеркнул необходимость обеспечить оперативное, эффективное и отвечающее всем требованиям расследование случаев грубого нарушения прав человека, акцентируя, что эти случаи, попадающие под Статьи 2 и 3 Европейской конвенции по правам человека, являются приоритетными. Все расследования должны быть проведены в соответствии со всеми принципами прецедентного права Европейского Суда по правам человека, а именно: независимость, тщательность, комплексность, оперативность, достаточное общественное внимание, привлечение близких жертв к процедуре.
  • Уполномоченный с обеспокоенностью отметил, что, как минимум, некоторые из указанных случаев произошли с активистами, которые, по различным сообщениям, открыто выражали критические взгляды на происходящие в феврале 2014 года события. Так же обеспокоенность вызывают утверждения о причастности членов самообороны к этим нарушениям.

 
1.2 СИТУАЦИЯ С ПРАВАМИ МЕНЬШИНСТВ
 

  • Уполномоченный получил сообщения о ряде обысков, проводимых вооруженными сотрудниками спецслужб в масках, в мусульманских религиозных учреждениях, а так же бизнес офисах и частных домах, принадлежащих членам крымскотатарского сообщества. Целью обысков был поиск запрещенных материалов, включая оружие и «экстремистскую литературу». На момент визита Уполномоченного такие обыски прошли в 8ми из 10ти религиозных школ (медресе), относящихся к Духовному управлению мусульман Крыма. Так же сообщалось о проведении «информационных бесед» с рядом людей с целью выяснить, не являются ли они сторонниками «нежелательных» или «нетрадиционных» форм ислама. По мнению различных представителей крымскотатарского сообщества перечисленные действия были навязчивыми и проводились с целью запугать их. Более того, Мустафе Джемилеву, одному из ключевых лидеров крымскотатарского сообщества и прежнему главе Меджлиса, а так же Рефату Чубарову – нынешнему председателю Меджлиса, было запрещено въезжать на территорию Крыма соответственно с 22 апреля и с 5 июля 2014 года.
  • Во время встречи Уполномоченного с местным руководством 11 сентября 2014 года, он выразил мнение, что указанные выше обыски и проверки были несоответствующими и излишними, и что стоит позаботиться об избежании подобных действий во имя борьбы с экстремизмом, которые избирательно направлены на членов крымскотатарского сообщества. В ответ власти отметили, что они привлекут представителей крымскотатарского сообщества к решению данной проблемы. Не смотря на это, 18го сентября 2014 года, когда Уполномоченный уже завершил свою миссию, ему сообщили, что здание Меджлиса крымских татар в Симферополе, которое он посещал, было захвачено спецслужбами и сотрудники организации, находившейся в здании, были выселены, как сообщается, на основании судебного ордера.
  • Местные власти так же сообщили Уполномоченному об определенных шагах, предпринятых ими для поддержания экономических и социальных прав крымскотатарского сообщества, направленных на разрешение некоторых наболевших проблем. В особенности они отметили инициативу «земельной амнистии» и попытки решить проблемы с жильем. К тому же, они указали на то, что статус крымскотатарского языка и возможность отмечать религиозные праздники теперь более защищены.
  • Уполномоченный так же обратил внимание на положение этнических украинцев, проживающих на полуострове. На волне событий февраля-марта этого года, некоторые из них приняли решение покинуть регион, поскольку они более не чувствовали себя в безопасности, в то время как другие предпочли отказаться от открытого выражения своих взглядов.
  • Уполномоченный так же отметил заявления о попытках заполучить контроль над церквями, принадлежащими Украинской православной церкви Киевского патриархата и применении давления на священников служащих в Крымской епархии. Об одном таком случае сообщили 1го июня 2014 года, когда мужчины в форме, представившиеся как козаки и члены «самообороны», вошли в местную церковь в селе Перевальное, объявив, что они ее захватывают с целью перевести ее под руководство Московского патриархата. Согласно местному главе Украинской православной церкви Киевского патриархата архиепископу Клименту, 6 из 15ти церквей, принадлежащих к данной религиозной конфессии, более не находятся под контролем Киевского патриархата.
  • Уполномоченный отметил, что мультикультурализм является уникальной чертой и ценностью этой территории и должен воспитываться и сохраняться, как через средства массовых коммуникаций, так и в школах и общественных учреждениях. Несмотря на смену законодательной базы, три языка – русский, украинский и крымскотатарский – продолжают использоваться как языки общения. Тем не менее, Уполномоченный получил сообщения о том, что использование украинского языка в школах сократилось. Очевидно, не только украинская гимназия в Симферополе стала такой школой, где только в некоторых классах обучение будет вестись на украинском, а в остальных классах языком преподавания станет русский.

 
1.3 СИТУАЦИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
 

  • Уполномоченный получил информацию о двух основных «волнах» атак против журналистов: в марте 2014 года, во время проведения «референдума», и 15-19 мая 2014 года, во время проведения Дня памяти жертв депортации крымских татар 1944 года (18 мая). Один случай касался Османа Пашаева, местного журналиста, задержанного и подвергшегося физическому нападению представителями «самообороны» 18го мая 2014 года в Симферополе, в последствии покинувшего Крым. У Уполномоченного была возможность встретиться с некоторыми пострадавшими журналистами, которые поделились с ним своими рассказами о запугивании и нападениях со стороны членов «самообороны».
  • В Симферополе Уполномоченный получил подтверждение сообщениям о том, что средства массовых коммуникаций получали предупреждения и/или были проверены на основании утверждения о причастности к «экстремистской» деятельности. Особенно были подвергнуты таким мерам журналисты, освещавшие марш крымских татар к блокпосту в Армянске для встречи Мустафы Джемилева.
  • За несколько дней до прибытия уполномоченного в Симферополь, квартиру известного блогера Елизаветы Богутской обыскали и допросили о митинге 3го мая и о ее критике политики нынешней власти в регионе, опубликованной в медиа ресурсах. После данных инцидентов она приняла решение переехать из Крыма.

 
1.4 СТАТУС «САМООБОРОНЫ»
 

  • Юридический статус и функции крымской «самообороны» - дополнительного подразделения, сыгравшего заметную роль в событиях февраля-марта 2014 года и позже – так же стали одним из вопросов, поднятых Уполномоченным во время его визита в Крым. Как отмечалось ранее, Уполномоченный получил большое количество сообщений о том, что это подразделение, очевидно, используется для осуществления определенных квази-полицейских функций и что его представители, как сообщается, причастны к случаям грубых нарушений прав человека, включая похищения, незаконные задержания, жестокое обращение и атаки на журналистов.
  • Во время миссии Уполномоченный услышал достаточное количество упоминаний о нарушениях, совершенных членами этиго подразделения в отношении тех, кто выражал свои критические взгляды на разворачивавшиеся в регионе события, включая журналистов, представителей этнических меньшинств и других уязвимых групп. Уполномоченный так же был проинформирован предположительно об их участии в захвате и «национализации» частных предприятий. Такой случай произошел во время миссии Уполномоченного и местные власти были хорошо об этом осведомлены, отметив, что вмешательство произошло из-за незаконных действий указанной компании.
  • В июне этого года местный законодательный орган, в очевидной ретроактивной манере, удовлетворил предложение «легализовать» данное подразделение актом, который предоставляет им довольно широкий ряд функций, но включает лишь очень небольшое количество проверок и соответствующих возможностей привлечения к ответственности. Далее, Уполномоченного проинформировали о существовании двух законодательных инициатив – одной местного значения и другой, ожидающей решения Государственной Думы – которая обеспечивает членов данного подразделения юридической неприкосновенностью после февраля 2014 года.
  • Местный представитель омбудсмена разделил мнение Уполномоченного относительно вопросов, связанных с предоставлением амнистии членам «самообороны» в случаях грубых нарушений прав человека. Нынешний лидер Крыма, господин Аксенов, на встрече с Уполномоченным отметил, что любое нарушение, если оно действительно было совершено членами данного подразделения, будет тщательно расследовано и виновные будут привлечены к судебной ответственности.
  • По мнению Уполномоченного, указанное выше дополнительное подразделение должно быть расформировано. Те, кто не причастен к случаям нарушений прав человека, могут по собственному желанию интегрироваться в местные подразделения полиции после прохождения полной профессиональной подготовки, включая европейские и международные стандарты в отношении защиты прав человека со стороны полиции.

 
1.5 СИТУАЦИЯ В ОТНОШЕНИИ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ И ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
 

  • 5го марта 2014 года группа правозащитников из Украины, Российской Федерации и Крыма создали Крымскую правозащитную полевую миссию для ведения постоянного мониторинга состояния прав человека в регионе. Эта миссия ведет свою деятельность с политически нейтральной позиции и уделяет особенное внимание межэтническим и межрелигиозным отношениям, а так же деятельности местных властей и их представителей.
  • Уполномоченный получил информацию о случаях запугивания и притеснения правозащитников. Такие эпизоды, в случае если они недвусмысленно осуждаются, могут благоприятствовать появлению негативных стереотипов по отношению к правозащитникам в целом. Так же они могут привести к определенным трудностям и создать препятствия для эффективной работы в области правозащиты.

 
1.6 ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГРАЖДАНСТВОМ
 

  • Во время миссии собеседники Уполномоченного не раз обращали внимание на различные аспекты продолжающегося процесса выдачи Российских паспортов («паспортизации») и поделились своей обеспокоенностью о том, как выбор, сделанный различными людьми, может в результате отразиться на их доступе и использовании ряда прав человека.
  • Уполномоченный получил несколько сообщений, в которых говорится, что желания людей не всегда принимаются во внимание в данном процессе. Сейчас тяжело установить в насколько многих случаях люди «автоматически» становятся гражданами России, то есть если они не отказались от Российского гражданства в отведенный для этого период времени. Как минимум в некоторых подобных случаях есть основания полагать, что у этих людей нет реальной возможности сделать собственный выбор.
  • Так же собеседники Уполномоченного озвучили вопросы, касающиеся реальной возможности выражать желания того или иного человека. Период отведенный на процедуру отказа от Российского гражданства был очень коротким (один месяц, истекающий 18 апреля 2014 года). Более того, инструкции соответствующей миграционной службы о деталях проведения данной процедуры стали доступны только 1го апреля 2014 года. К тому же, информация о том, в каких местах можно подавать соответствующие заявления стала доступной лишь после 4го апреля; с 4го по 9ое апреля работали только два таких места - в Севастополе и в Симферополе; только к 10му апреля стали доступны 9 соответствующих мест. В итоге, во время процесса были введены дополнительные требования, такие как, например, необходимость сделать заявление лично или необходимость присутствия обоих родителей для предоставления заявления ребенком.
  • Определенные люди в закрытых институциях так же испытывали трудности с выражением их мнения. Это относится к людям в местах предварительного заключения или отбывания наказания, а так же людей в других закрытых учреждениях (гериатрических учреждениях, больницах и психоневрологических клиниках, детских домах, и т.д.)

 
1.7 ДРУГИЕ ВОПРОСЫ

  • Некоторые собеседники Уполномоченного в Киеве, Москве и Симферополе обратили его внимание на недостаточные условия заключения в пенитенциарных учреждениях в регионе. Местный представитель Омбудсмена выразил особую обеспокоенность нехваткой продуктов питания и медикаментов, а так же перегруженностью мест заключения.

 
1.8 ДОСТУП МЕЖДУНАРОДНЫХ ГУМАНИТАРНЫХ И ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
 

  • 15го апреля 2014 года парламент Украины (Верховная Рада) принял закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины». Хотя он не содержит ограничений на свободу передвижения для граждан Украины в/из Крыма, закон вводит ограничения на свободу передвижения для иностранцев и лиц без гражданства. Согласно Статье 10.2 данного закона, эти категории лиц должны получить специальное разрешение на въезд/выезд на/с территории полуострова через специальные пропускные пункты (на границе между Крымским полуостровом и Херсонской областью). На момент написания данного отчета процедура въезда на полуостров по-прежнему находилась в разработке. При общении Уполномоченного с официальными представителями в Киеве, он отметил, что вопрос осуществления указанной процедуры является крайне важным и должен решиться таким образом, чтобы облегчить работу гуманитарных организаций и международных наблюдателей за правами человека, а так же миссий в регионе.
  • Уполномоченный хотел бы акцентировать, что вопрос доступа в регион не должен быть политизирован: свободный и абсолютный доступ международных гуманитарных и правозащитных организаций на полуостров (со всех направлений и в любое время) и эффективный международный мониторинг, в особенности прав меньшинств, имеют ключевую ценность в данной ситуации и, без сомнений, лишь укрепят климат уважения и сотрудничества между различными этническими сообществами и другими группами меньшинств, проживающими на территории региона.

Источник: https://wcd.coe.int/com.instranet.InstraServlet?command=com.instranet.C…