Разрешено все, что не запрещено: Мониторинг соблюдения прав детей-инвалидов в Луганской области

 

Инвалидность сегодня является не только медицинской, но и одной из самых серьезных социальных проблем. Нарушение функционирования организма значительно ухудшает качество жизни, изменяя положение человека в обществе, ограничивает ее в выборе профессии, а нередко приводит к исключению из социума. Поэтому ребенок, который не имел возможности полноценно развиваться наравне со своими сверстниками, имеет немного шансов на социализацию. 

Так, нарушения слуха у детей могут задерживать развитие речи и познавательных навыков, что может препятствовать успешному обучению в школе. И даже если болезнь не затрагивает органов зрения, жизнь ребенка теряет много красок. Отсутствие одного из важных свойств тела требует достойной замены и может компенсироваться только при наличии должной заботы и внимания. Именно поэтому представители правозащитных общественных организаций решили провести исследование соблюдения базовых прав детей с инвалидностью. Одним из объектов исследования в рамках проекта «Мониторинг прав детей-инвалидов в Луганской области» стала Луганская областная специализированная школа-интернат. В частности в исследовании приняли участие Правозащитный центр «Поступ» (г. Луганск), МОО «МАРТ» (г. Чернигов) и ХОФ «Общественные альтернативы» (г. Харьков). Мониторинг реализовывалсяв рамках проекта «Системные изменения для детей с инвалидностью» при финансовой поддержке Форум Syd и шведской организации Adoptionscentrum. 

Хотя наше государство ратифицировало все международные документы по защите прав человека в целом и прав инвалидов, а также обеспечение равных возможностей для инвалидов заложено в Конституции, состояние правовой защиты детей-инвалидов в Украине остается тяжелым.Комитет ООН по правам ребенка «обеспокоен стойкой недостаточностью и неадекватностью образовательных, социальных и медицинских услуг для детей-инвалидов и их семей»,чтоотразилв своих рекомендациях к Украине в феврале 2011 года. И Луганская область не исключение. 

Для данной категории детей в Луганской области школы-интернаты достались в наследство от советского прошлого. Дети, находящиеся в учреждениях, на время лишаются права на воспитание в семьев силу того, что интернаты находятся далеко от места их проживания. 

Не всегда адекватное государственное обеспечение учреждений гарантирует детям достойную жизнь и свободное развитие. Мониторинговой группе удалось исследовать условия, в которых учатся и живут дети, и подготовить некоторые рекомендации по улучшению условий пребывания лиц с недостатками слуха. 
 

Право на защиту от унижающих достоинство видов обращения и наказания

Наказание в такого типа учреждении должно проводиться согласно Уставу.Как правило, в Уставе указываются следующие виды: 

1) выговор; 
2) строгий выговор; 
3) отчисление. 

Но не обходится и без неприятных исключений. По словам воспитателей, «разрешено все, что не запрещено». Пользуются популярностью индивидуальные беседы, беседы с родителями и запрещениепросмотра телевизора. Дети же утверждают, что за нарушения их ругают, лишают прогулок, заставляют отрабатывать, кое-кто рассказывает о лишении пищи, медицинской помощи, тренировок, побуждениидругих детей к избиению. 
В анкетах воспитанников зафиксированы факты проявлений жестокого обращения среди детей, такие как кражи, драки и даже побуждение к сексуальному контакту. 

Право на частную жизнь и семейное окружение

Жизнь в учреждениях подобного типа подчиненастрогому распорядку дня.Одним из приоритетных принципов является учет интересов коллектива, когда права и потребности отдельного ребенка игнорируются. 
Сложно говорить об обеспечении права на личную жизнь, когда в одной комнате проживает 10-12 человек - именно на такое количество рассчитаны спальные комнаты в интернате. Однако, как воспитатели так и дети во время опроса и анкетирования отметили, что в комнатах проживает в настоящее время по 6-8 человек. При отсутствии отдельных тумб личные вещи хранятся в большомобщемшкафу, которыйзамыкается. Периодически в учреждении проводится осмотрличных вещей воспитателями, преподавателями и родителями других воспитанников в присутствии детей.Это объясняется случаями краж в учреждении. Все дети имеют возможность возвращаться после занятий домой, а также свободно пользоваться мобильным телефоном. 
 

Право на развитие личности

В интернате дети получают навыки самообслуживания: учатся готовить, шить, чинить приборы и т.п. Воспитанников водят в театры, цирк, на выставки. 
По словам воспитателей, даже пройдякурс социализации после выпуска из интерната дети часто ведут уединенный образ жизни и стремятся создать семью с себеподобными. 
 

Право на информацию

Доступ воспитанников интерната к информации определенным образом ограничен: библиотека работает по расписанию; телевизор можно смотреть после выполнения домашнего задания и дежурств; Интернет также под наблюдением преподавателя. Некоторые дети жалуются, что на чтение книг и Интернет у них не хватает времени из-завыполнениядомашнего задания, тренировок, занятий в кружках. Сфера прав человека представляет существенныйпробелв знаниях воспитанников. Распространеннымответом на вопросы, знаешь ли ты свои права, являетсяпросто ответ «знаю», и только несколько детей относительночетко назвать несколько прав, в частности, право на жизнь, образование, развитие. Внимание воспитанников сконцентрировано на обязанностях. Подавляющее большинство воспитанников не знает, что такое Устав и не ознакомленыс содержанием данного документа. Персонал также не в полной мере знает содержание Устава. 
 

Право на образование

Воспитанники интернаталишены тесного и частого общения со сверстниками вне заведения, что только способствует изоляции.Администрация и воспитатели же наоборот уверены, что пребывание в специальной школе дает глухим и детям со слабым слухом возможность реабилитации и более полного усвоения знаний, чем в обычнойшколе. 
После окончания школы-интерната воспитанники имеют ограниченные возможности – из-за нехватки или отсутствия специалистов по сурдопереводу детей не берут даже в профессиональные училища. Так в этом году только три парняполучили возможность поступить в Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля. В прошлом году одна девушка поступила в колледж. 
 

Право на отдых и досуг

В заведении есть хорошо оснащенная игровая комната. Дети имеют возможность посещать кружки по интересам и спортивные секции. Во время наблюдения мониторинговой группой было выявлено недостаточное оборудование уличнойспортплощадки. Сами же дети жалуются на сильную нагрузку домашними заданиями и отсутствие свободного времени для отдыха. 

Исходя извышеуказанного, организаторы мониторинга выявили некоторые проблемы и сформировали рекомендации: 

На государственном уровне внедрять принципы инклюзивного образования и способствовать деинституализации специнтернатов. 

Следующие рекомендации следует считать как предложения по улучшению ситуации с правами ребенка в данном учреждении: 

- Проводить серьезную разъяснительную работу с персоналом поповодужестокого обращения, нужно донести до каждого преподавателя, что словесное наказание-это тожепроявление жестокости, а во внутренних документах четко определить, в каких случаях ребенок может быть наказан, каким образом, кем и как это может обжаловать. 

- Обустроить быт воспитанников необходимыми вещами (тумбочки при кровати со встроенными замками, стулья, столы, полки), обеспечить дверью туалетные кабинки и шторами душевые, а также выделить комнату для уединения детей на территории интерната. 

- Обеспечить свободный график просмотра телепередач и чтения книг и уделить особое внимание образованию в сфереправ человека (внеклассные занятия со специалистами, просветительская работа с воспитателями, разъяснениеУстава). 

- Способствовать получению базового и высшего образования детьмис проблемами слуха, а также их дальнейшему трудоустройству и социальной адаптации. 

- Обеспечить реальное функционирование кружков по интересам для всех детей, обратить внимание на материально-техническое оснащениеспортплощадки и разгрузить расписание воспитанников, чтобы оставить им время на отдых.

- Воспитательная работа с ребенком должна быть индивидуальной и опираться на его личные свойства. 
 

Хочется верить, что покинув стены специализированного учреждения, ребенок захочет и сможет стать полноценным членом общества.Особенным, но не лишним. Ведь если мы при каких-либо обстоятельствахне различаем некоторые цвета, это еще не делает мир черно-белым.