Выступление Елены Луневой на круглом столе по переселенцам

19 июня Правозащитный центр "Поступ" стал инициатором проведения круглого стола  «Государство и переселенцы: взаимодействие общественности с государственными органами власти». Идею проведения круглого стола активно поддержал Офис Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, в стенах которого и проходило данное мероприятие.
В течение нескольких последних недель ситуация с внутренне перемещенными лицами (IDPs) становится все сложнее. Значительное количество семей, в том числе родители с маленькими детьми, старики, люди с дополнительными потребностями были вынуждены покинуть свои дома в Донецкой и Луганской областях и переселиться в другие, в первую очередь – соседние, регионы Украины (Харьковскую, Днепропетровскую, Запорожскую область – ближайшие к территориям, на которых проходят боевые действия).
Выступление юриста Сети правовых приемных Крыма Елены Луневой

Люди, которые вынуждены были бежать из Донецкой и Луганскойобластей, сталкиваются с многочисленными проблемами – начиная от поиска места временного проживания, получения медицинской помощи - до решения социальных вопросов. Также острой проблемой остается отсутствие у многих жителей этих областей возможности покинуть зону боевых действий.
Решение этих актуальных проблем зависит от того, насколько слаженно и эффективно будут взаимодействовать государственные институты и НГО, а также международные организации, работающие в Украине.
Так, на сегодняшний день ключевой проблемой остается размещение переселенцев, поскольку фонд жилья, выделяемый областными властями в отдельных регионах, уже исчерпался или исчерпывается, - так же, как и ресурсы волонтеров, которые не могут быть основными в решении вопроса расселения перемещенных лиц. Особенно тяжело приходится ромам – им труднее всего найти жилье.
Вопрос об обеспечении питания, медицинскими препаратами, профилактических медицинских осмотров в уже созданных лагерях является очень острым (например, практически нет возможности проведения обследования на туберкулез и другие опасные заболевания). Нет точных данных о прибывших больных с сахарным диабетом и другими болезнями, которые требуют постоянной медикаментозной поддержки. Особенно тяжело приходится людям, которые в силу инвалидности не могут сами передвигаться  и часто не могут ни покинуть зону боевых действий, ни найти подходящих условий для проживания в регионах, в которые они вынуждены были переселиться.
Важной проблемой является отсутствие эффективной системы взаимодействия «общество-государство», поскольку для помощи временным переселенцам необходимы и ресурсы местного сообщества, и активность государственных органов и органов местного самоуправления. В регионах действуют множество общественных инициатив, направленных на помощь переселенцам, однако без поддержки местных и областных властей предоставление этой помощи становится затруднительной и малоэффективной.
Еще одной проблемой является отсутствие широкомасштабной информационной кампании направленной на информирование граждан о том, кто и где предоставляет помощь временно перемещенным лицам в Харькове и области. По словам самих переселенцев, основным источником информации о том, где и какую помощь они могут получить, а ранее - о выезде с территории боевых действий, - являются социальные сети, что малоэффективно.
Зачастую переселенцы вынуждены бежать с территории, на которой ведутся боевые действия, без всяких документов, ввиду чего острым нерешенным вопросом остается невозможность оформления, переоформления документов, удостоверяющих личность, принадлежность к гражданству Украины, а также подтверждающих специальный статус личности – не по месту регистрации вынужденных переселенцев, а по месту фактического пребывания. Кроме этого, очень многие заявители, которые покинули Донецкую и Луганскую область, не уволились с мест работы, не забрали трудовые книжки, и сейчас они рискуют быть уволенными «по статье», а также утрачивают возможность устроиться на постоянную работу на новом месте жительства, или получать помощь от государства (пособие по безработице).
Фактически отсутствующая система учета и регистрации временно перемещенных лиц влечет за собой невозможность адекватной оценки реальных масштабов происходящего. Государственная статистика включает в себя только тех, кто обратился за помощью в областные Координационные центры помощи переселенцам из АР Крым, Донецкой и Луганской областей (по состоянию на 16.06.2014 было зарегистрировано 3633 переселенца в Харьковской области, 1444 – в Запорожской, 721 – в Днепропетровской), при этом реального количества вынужденных переселенцев не знает никто.
Серьезную обеспокоенность вызывает отсутствие обсуждения на уровне государства и гражданского общества проблем временно перемещенных лиц из Донецкой и Харьковской областей в долгосрочной перспективе. К сожалению, на сегодняшний день действия государства носят скорее реактивный, чем превентивный характер. Однако о том, где размещать временных переселенцев тогда, когда наступят холода, стоит думать уже сегодня. Важным здесь является то, что пока переселенцы во многом зависимы от коллективной помощи, что может в дальнейшем затруднить их адаптацию к изменившимся условиям (поиск работы, жилья и прочее).
Для решения проблем, которые возникли в связи с ростом числа внутренне перемещенных лиц из Донецкой и Луганской областей, необходимым представляется:
- незамедлительное создание Координационного Штаба по предоставлению помощи временно перемещенным лицам из Донецкой и Луганской областей – при участии представителей общественных организаций и инициатив, которые уже занимаются предоставлением помощи переселенцам, также представителей органов исполнительной власти – как на уровне государства, так и на уровне областей;
- организация работы государственных органов, вовлеченных в предоставление помощи временно перемещенным лицам, а также волонтеров из общественных инициатив – по принципу «единого окна» на базе областных государственных администраций (ОГА);
- регулярный выезд чиновников Департамента труда и социальной политики, Департамента образования ОГА, управления Государственной миграционной службы Украины, Центра занятости - в места временного размещения переселенцев для предоставление консультации на местах;
- создание Транзитного (перевалочного) пункта вблизи границы с Донецкой и Луганской областями для временного размещение переселенцев, их опроса, регистрации, обследования и т.д.
- проведение широкомасштабной информационной кампании с целью информирования временно перемещенных лиц о том, кто, где и какую помощь им может оказать, включая sms-информирование жителей Донецкого и Луганского региона о номерах телефоном «горячей линии» помощи переселенцам, а также контактов служб, которые занимаются вывозом мирных жителей с территории боевых действий;
- создание web-ресурса с указанием контактов мест размещения временных переселенцев, а также негосударственных счетов для сбора денежных средств и гуманитарной помощи для каждого места размещения;
- инициирование обсуждения перспективного плана помощи временно перемещенным лицам.
 
19 Июня 2014 года, офис Уполномоченного ВР Украины по правам человека