Попытка и пытка
Омбудсмен заявляет, что ей удалось улучшить условия содержания в тюрьмах
Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ
Представители уполномоченного Верховной рады по правам человека полагают, что условия содержания заключенных в местах лишения свободы за последний год улучшились. Об этом они заявили вчера, во время подведения итогов работы Национального превентивного механизма (НПМ) — государственного органа, отвечающего за предотвращение жестокого обращения в местах лишения и ограничения свободы. В Государственной пенитенциарной службе отметили, что и без вмешательства НПМ в учреждениях по отбыванию наказания стараются улучшать условия.
Вчера уполномоченный Верховной рады по правам человека Валерия Лутковская подвела итоги первого года работы НПМ — государственного органа в составе секретариата омбудсмена, отвечающего за предотвращение жестокого обращения в местах лишения и ограничения свободы. Напомним, закон о создании НПМ был принят в прошлом году (см. "Ъ" от 4 октября 2012 года). Среди прочего, документ предусматривает делегирование части полномочий омбудсмена общественным организациям, активисты которых после прохождения специального обучения получают статус общественного монитора и имеют право вместе с представителями омбудсмена посещать места несвободы.
По словам госпожи Лутковской, в течение года работы НПМ состоялось около 250 посещений СИЗО, тюрем и других мест лишения и ограничения свободы, а статус общественных мониторов получили более 150 представителей различных общественных организаций. Визиты, совершаемые мониторами и самим омбудсменом, проходят по двум схемам — с предупреждением и без него. "Например, мы сообщаем, что в определенном месяце будем в определенной области, но точных дат не называем — это первый вариант. Второй — когда мы вообще ни о чем не предупреждаем, а просто звоним в ворота колонии или СИЗО, уже находясь на месте",— рассказала Валерия Лутковская, добавив, что пользу приносят оба вида визитов. "Когда руководство интернатов, колоний и тюрем знает, что в его области будет проверка, все начинают готовиться. Приехав, мы видим свежий ремонт, новые окна, улучшение условий содержания, которые после нашего отъезда никуда не деваются. Во время неожиданных визитов руководство мест лишения свободы вынуждено показывать нам недостатки учреждений, которые мы рекомендуем изменить. За год к нам научились прислушиваться и практически всегда исправляют то, что мы предлагаем поменять,— делают ремонты, улучшают условия содержания",— отметила госпожа Лутковская. Большинство обнаруженных нарушений как раз и были связаны с плохими условиями содержания и с отсутствием ремонта в камерах.
С Валерией Лутковской согласна и менеджер программ "Верховенство права" фонда "Видродження" Василина Яворская: "Фактически в руках общества оказался действующий эффективный механизм, которым могут пользоваться практически все правозащитные организации. Создание НПМ забрало монополию власти на мониторинг мест лишения свободы". По словам руководителя программ ЮНИСЕФ по вопросам защиты детей Габриэль Акимовой, создание НПМ привело к уменьшению количества жалоб детей и подростков, связанных с жестоким обращением.
Общественные мониторы, прошедшие соответствующую программу обучения, оценили работу НПМ положительно. "Сама возможность посещать исправительные колонии, СИЗО и интернаты не только омбудсменом и его представителями, а также общественными мониторами — это уже очень хорошо. Во время визитов мы можем фотографировать и заходить куда хотим, так что само наше появление может изменить ситуацию к лучшему",— заявила "Ъ" общественный монитор, представительница луганского правозащитного центра "Поступ" Юлия Красильникова. "Условным минусом НПМ можно назвать тот факт, что мониторы пока не могут посещать места лишения свободы без сопровождения представителей омбудсмена, поскольку у них нет необходимого опыта. Однако это вопрос будущего",— отметила госпожа Красильникова.
Вместе с тем в Государственной пенитенциарной службе (ГПС) "Ъ" заявили, что деятельность НПМ никак не повлияла на работу ведомства. "У нас есть общественный совет, омбудсмен и раньше мог посещать учреждения по исполнению наказаний, а мы прислушиваемся к его рекомендациям. Поэтому появление новых мониторов ничего не меняет. Мы, как и раньше, стараемся улучшить условия содержания в тюрьмах и СИЗО и готовы сотрудничать как с омбудсменом, так и с его представителями",— сообщил "Ъ" начальник управления ГПС в Киеве и Киевской области генерал-майор Александр Сайко.
Артем Скоропадский
Источник: http://www.kommersant.ua/doc/2336779