Основные положения милицейской этики: Агрессия. Хамство. Фамильярность.

 

Часто, вместо того, чтобы контролировать соблюдение закона, правоохранительные органы сами становятся нарушителями прав граждан. Незначительные нарушения со стороны работников ОВД могут повлечь за собой серьезные последствия. Одно из таких последствий: молодежь воспринимает патрульную службу как потенциальную угрозу, а проверку документов и содержимого сумок и карманов без основания – обычной практикой правоохранителей.

Активисты кампании «Защита и охрана: точки взаимодействия с молодежью» совершили тур по Восточной Украине, в рамках которого на центральных площадях городов был проведен воркшоп  «Скажи «Нет» преступникам в милицейской форме!». В ходе лекции гражданскими активистами из Донецка, Симферополя и Луганска были даны практические рекомендации по общению с правоохранительными органами. Собравшейся молодежи рассказали о возможных причинах их остановки на улице, процедуре проверки документов, порядке проведения личного досмотра, правилах оформления задержания, составления протоколов и фиксации нарушений.

Во время акции слушателям и прохожим раздавались удобные  памятки – желтые карточки – «Как защититься от неправомерных действий милиции» - где в  краткой форме содержаться основные права гражданина при общении с представителем ОВД и обязанности милиции при общении с гражданами со ссылками на законы и подзаконные акты.

И, чтобы не оставить слушателей с ощущением «непрактичности», теоретичности полученных ими знаний, организаторы предложили желающим присоединиться к практической части кампании и принять участие в мониторинге патрульной службы и дежурных частей, чтобы при непосредственном контакте с милицией продемонстрировать эффективность современного оружия – правовой грамотности, а также выявить нарушения в деятельности сотрудников ОВД и районных отделениях областных центров.

Во время мониторинга резко бросались в глаза отличия в работе патрульной службы (ПС) разных регионов. Отдельного внимания удостоились Харьков и Донецк:  на города, принимающие Евро, накладывались особые требования, в том числе и к работе милиции.

Первым стал Донецк, где активисты отправились мониторить в сердце города на время чемпионата - к Донбасс-арене. Следуя простой логике, следить за правопорядком на стадионе должны были лучшие кадры донецкой милиции. Но встретили мониторов здесь не очень дружелюбно: прямо на подходе к стадиону молодых людей обложил нецензурной бранью сотрудник ОВД, который попал в кадр, после чего пришлось довольно долго ждать, когда он закончит телефонный разговор, чтобы потребовать от него объяснения. Стоит отметить, что этот сотрудник, скорее, исключение: в дальнейшем милиционеры вели себя достаточно корректно и вежливо, но фотографировать себя всё равно запрещали – «начальство не разрешает». Некоторые сотрудники пытались разговаривать с иностранными гостями на английском, а вот электронных переводчиков, закупленных МВД в количестве 1400 штук, в наличии не оказалось. В целом же милиция была практически не готова оказать помощь, связанную с инфраструктурой и здравоохранением: начиная от незнания адресов ближайших аптек-больниц и заканчивая общим незнанием охраняемой территории. Можно предположить, что это связано, прежде всего, с тем, что к охране правопорядка привлекались милиционеры из других регионов, для которых не проводился даже минимальный инструктаж по этому поводу. Были проблемы и с летней форменной одеждой: «Одевали, как могли», - сказал обливающийся потом патрульный.

Для Харьковаэти замечания оказались не менее актуальны. А вот что касается работы ПС в обычный (не «футбольный») день, то бросилось в глаза отсутствие бланков протоколов у патрульных и неполная экипировка, об отсутствии аптечек и электронных переводчиков не стоит и говорить. Чуть более оригинальным оказался одинокий работник ПС, сидящий на лавочке в центре города, не ориентирующийся на вверенной ему территории и поразивший мониторов резким запахом алкоголя.

В Запорожьепервое, что бросилось в глаза, — большое количество курящих милиционеров. Причем, замечания по поводу курения в общественных местах вызывали у них такое искреннее недоумение и изумление, что и сами мониторы стали сомневаться, а действительно ли существует такой закон. На фотоаппарат патрульные реагировали спокойно, чего не скажешь о местных сотрудниках СБУ и «Беркута»: правоохранители пытались задержать прохожего, который сфотографировал момент следственных действий, и угрожали посадить на 15 суток «нарушителя», если он не удалит фотографии. Участники мониторинговой группы попросили правоохранителей назвать нормативные акты, дающие основания требовать удалении фотографий с магнитного носителя прямо на улице, на что милиционеры и спецслужбисты печально вздохнули и затерялись в толпе.

Днепропетровскоказался в этом плане самым «спокойным» городом – найти патрульных днем в центре города оказалось не так просто.

В целом, даже поверхностный взгляд на работу патрульной службы позволяет отметить множество проблем, которые можно объяснить одним явлением — низкой профессиональной подготовкой личного состава. Складывается впечатление, что патрульные часто не до конца понимают своей основной функции, потому не слишком-то строго соблюдают этические нормы и стандарты. Именно поэтому активисты кампании определили своей целью привить нашим стражам правопорядка мысль о том, что, надевая погоны, они перестают быть частными лицами и становятся представителями государственной власти, тем самым накладывая на себя дополнительную ответственность за каждое свое действие.

Тем временем вторая группа мониторов исследовала состояние райотделов: «Районное  отделение – это не только место, в которое попадают правонарушители и преступники. В нем вы можете узнать месторасположение вашего участкового милиционера, узнать о времени приема руководством ОВД, а также написать заявление о преступлении, оставить комментарий в книге жалоб и предложений», - отметила в ходе лекции активистка Правозащитного центра «Поступ» Александра Дворецкая. – «Порой самые незначительные нарушения милиции могут иметь серьезные последствия. Так, отсутствие записи в журнале посетителей делает ваше присутствие в районном отделении незаконным, а допустившего это нарушение дежурного офицера без бейджа, где должна быть указана фамилия и имя, – анонимным соучастником преступления».

«Деятельность милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения, социальной справедливости, взаимодействия с трудовыми коллективами, общественными организациями и населением» - это не мечта активистов правозащитного движения, а выдержка из ст.3 Закона Украины «О милиции». Активисты кампании считают, что только через правовое просвещение, а также через механизмы общественного контроля и открытости работы ОВД можно минимизировать незаконные действия со стороны милиции и повысить доверие к ней среди населения.

Обозначило проблему уже первое отделение в Донецке – Ворошиловское. Представитель руководящего состава учреждения воспринимает посетителей как гостей, а сам называет себя «хозяином» - именно по этой причине для каждого действия нужно его разрешение: фотографирование информационных стендов, предоставление книги жалоб. Грубость и фамильярность стали обычной практикой и для Калининского и Киевского районных отделений города Донецка (что является нарушением ст.21 ЗУ «Об информации», ст.3 ЗУ «О милиции», Приказов МВД №181, №400). В одном отделении книга жалоб была «украдена», в другом пожилой посетитель с явными следами избиения  больше часа ожидал в вестибюле, чтобы написать заявление. «Отец, пошли! Будем раны твои лечить!» - фамильярно зовет пострадавшего оперативный сотрудник, заметив, что им заинтересовались участники мониторинговой группы.

Первоезапорожское отделение – Заводское - встретило закрытыми дверями, войти и - что совсем странно - выйти из вестибюля дежурной части можно только с разрешения дежурного офицера. На вопросы «Что может быть причиной запрета войти в вестибюль?» и «Какова вообще цель ограничения допуска посетителей в вестибюль?» сотрудники райотдела ответить не смогли. Отличилось и отделение Октябрьского района: «А не видно, хто я?» - ответила на просьбу представиться дежурная. Самым ярким оказалось отделение Орджоникидзевского района: с порога, не представившись, с требованием прекратить фотосъемку в вестибюле на мониторов набросилась дежурная. Агрессивная реакция на замечания, пожелания и даже упоминание законов и подзаконных актов, требование посетителям предоставить документы, запрет фотографирования информационных стендов, отсутствие книги жалоб в свободном доступе и отказ в ее выдаче (только при условии подробного отчета дежурной о сути того, что будет записано в журнал) – в этих и многих других нарушениях проявлялось самоотверженное, сознательное выполнение сотрудницей приказов руководства: «У меня есть начальник, который говорит мне, что мне надо делать. Я не собираюсь ничего принимать во внимание».

Отделения в Днепропетровске оказались более открытыми для посещения, однако навели членов мониторинговой группы на некоторые размышления. Так, сотрудник Кировского районного отделения был уверен, что представляться и показывать служебное удостоверение нужно только в том случае, если он обращается к гражданину, и вовсе не обязательно, если это делает гражданин. «Если я иду, никого не трогаю, а тут подходит ко мне человек: «Покажите удостоверение!» Я какое-то правонарушение произвожу, коррупцию или деньги у вас требую?» - возмущался дежурный. Этот же сотрудник был искренне убежден в том, что украинская Конституция содержит требование к каждому гражданину везде носить с собой паспорт. Мониторы немного почитали офицеру текст основного закона и его реакция убедила, что с этим документом он знакомится впервые. Антипремию получает отделение Красногвардейского района Днепропетровска, где отсутствует вестибюль дежурной части, а посетитель не имеет возможности ознакомиться с информационными стендами: «Дебил какой-то зайдет, шахид, и разнесет тут все, оружейную комнату вышибет, а там стволов и оружия хватит, чтобы всю область перестрелять», - объясняет сотрудник усиленные меры предосторожности, а именно – требование ко всем, кто входит в здание отделения (независимо от цели визита), предъявить документы. Начальник этого отделения пошел дальше и жаловался на отсутствие комнат для задержанных и доставленных (КЗД): «Камер у нас нет. Приходится какого-то шизоида застегивать на руку. И думаешь, задушит он сотрудника ночью или не задушит. Например, задержан человек за убийство - пока его не поместят в СИЗО, приходится застегивать его у себя на руке, и дежурный спит с ним у себя в кабинете сидя на стуле». Задавать простодушным милиционерам вопросы, чем предусмотрены такие «ночевки» и какова их цель, если есть возможность помещения подозреваемого в следственный изолятор, мониторы не стали.

В харьковских отделениях также были выявлены характерные нарушения. Так сотрудники отделения Ленинского района говорили, что выполняют только указы «сверху», что им не очень интересны замечания об отсутствии информации на стендах или бейджей с фамилией и именем у дежурного офицера: «Как скажут – сделаем».Рассказал о нелегких условиях труда заместитель начальника райотдела по кадровому обеспечению: «Я достаю свою зарплатную карточку и жене говорю: «До свиданья, вы сегодня не кушаете». Вы как думаете, кто на это выделяет деньги? Вот это стенд я покупал за свои деньги, книги я покупаю сам. Вы знаете, за чей счет выезжает дежурная часть на вызов? Ни копейки не выделяется на хозяйственные нужды. Вот проверять все рады. Приезжает проверяющий и говорит: «Вот приказ, должно быть то, то и то. Завтра в 9 утра чтоб все было». А там должна быть оргтехника. Кто ее покупает? Я бегу на радиорынок, покупаю компьютер за свои деньги, аптечку, воду минеральную, которая здесь должна находиться – вкладываю в эту комнату приема граждан минимум тысячу гривен. А министерству оно не нужно, мы никто для них», - жалуется мониторам руководитель. И тут же теряется с ответом на вопрос: «Сколько нужно дополнительных средств, чтобы постовой милиционер регистрировал каждого посетителя в соответствующем журнале?» - прямо в присутствии мониторов и начальника райотдела в помещение, не фиксируя, вводят людей.

В Киевском, Дзержинском и Коминтерновском отделениях отсутствуют ящики доверия, не доступны книги жалоб и предложений, информационные стенды не имеют полной информации.

Итак, уже при первом, довольно поверхностном столкновении с функционированием районных отделений мониторинговой группой было выявлено множество недостатков, как в техническом оснащении учреждений, так и в деятельности сотрудников. Одним из основных нарушений является формальное отношение к выполнению требований действующего законодательства. Телефоны доверия, прокуратуры часто указаны с ошибками или отсутствуют вовсе, информационные стенды расположены высоко, что затрудняет ознакомление с информацией. Люди с ограниченными возможностями или посетители с детской коляской могут самостоятельно попасть только в два из пятнадцати отделений. В остальных пандус отсутствует, не соответствует эксплуатационным нормам.

Многие сотрудники ведут себя агрессивно, не утруждаются даже демонстративным уважением к посетителям (чего требует, например, закон «О милиции»), проявляют эйджизм и сексизм при общении с молодежью, обладают низким уровнем правовой подготовки. В таких условиях, очень сложно представить, что в обозримом будущем к милиции станут относиться как к защитникам, а не носителям угрозы.

Основной лозунг кампании «Осведомлен – значит, вооружен» отражает идею молодежного контроля над деятельностью сотрудников ОВД. Если в каждом гражданине сотрудник будет видеть потенциального монитора, то и нарушений будет меньше. Мы понимаем, насколько сложна эта работа, и разделяем возмущение сотрудников милиции по поводу несправедливо низкой оплаты труда, но это не может служить оправданием противозаконных «поборов» с граждан. Мы видим всего один законный способ улучшить ситуацию - милиционерам следует научиться заявлять свои требования руководству и отстаивать свои права, а не вымещать обиду на граждан.

 

Справка:

Информационно-образовательная программа по установлению контроля над соблюдением прав человека сотрудниками ОВД Украины «Защита и охрана: точки взаимодействия с молодежью», которая администрируется Правозащитным центром «Поступ», реализуется при финансовой поддержке Национального фонда развития демократии (NED) и Фонда содействия демократии Посольства США в Украине в партнерстве со Всеукраинской образовательной программой «Понимаем права человека» и Ассоциацией УМДПЛ. Ознакомиться с информацией, которая поможет тебе избежать неприятностей и не пострадать от жестокого обращения блюстителей порядка можно на платформе Социальной сети активистов-правозащитников.

 

Фото с лекций и мониторинга можно найти по ссылке: http://postup.lg.ua/gallery

 

Пресс-служба Правозащитного центра «Поступ»


Source URL: https://postup.lg.ua/news/osnovnye-polozheniya-miliceyskoy-etiki-agressiya-hamstvo-familyarnost