Александр Войтенко: «Мы чувствуем свою готовность создавать эффективные инициативы в системе подготовки педагогических кадров»

Едва ли нужно доказывать тот факт, что современная общеобразовательная школа не дает своим выпускникам представления о правах человека и о способах их защиты. И введение в программу предметов, подразумевающих  ознакомление детей с этой непростой сферой, как правило, сводится к формализации и перечислению нормативных актов и совершенно не дает понимания самой концепции прав человека. Одной из главных причин является некомпетентность самих педагогов и неспособности их давать вразумительную информацию воспитанникам. Как выходить из сложившейся ситуации? Что такое неформальное образование? Имеет ли смысл просветительская работа с молодежью? В каком состоянии сегодня находится формальное и неформальное образование в сфере прав человека? Какой потенциал имеет правозащитное сообщество в Украине? На эти вопросы нам дал ответ учитель-методист истории гимназии г. Гадяч Полтавской области, тренер по гражданскому образованию Ассоциации преподавателей истории и общественных дисциплин «Нова Доба», тренер Всеукраинской образовательной программы «Понимаем права человека»  Александр Войтенко.

- Почему Вы считаете важным образование в сфере прав человека?

 

Образование по правам человека не прихоть и не «модная» фишка, реальный вызов времени для украинцев в современный период. Ведь права человека, пожалуй, - наиболее эффективный инструмент защиты, как себя, так и ценностей, которые могут понести деструктивное влияние со стороны властей. Если для современного западноевропейца права человека - это нечто само собой разумеющееся и привычное, то для рядового украинца права человека остаются некоей теорией и фантазией. Когда мы говорим об образовании по правам человека, речь идет, прежде всего, о формировании нового уровня притязаний через осознание, ощущение человеческого достоинства, не как мыслительного конструкта, а как собственной неотъемлемой характеристики. Если речь идет о разных группах участников такого обучения, то мы говорим и о различных подходах: молодежь, живущая в постсоветское время, в более свободном обществе, требует знаний о реальных путях защиты своих прав, в то время как старшие часто требуют серьезного обучения по правам человека чтобы осознать и почувствовать, что права человека - не фикция, а реальность, и их можно защитить.

Пока в стране не сформируется определенная критическая масса людей, которые способны мгновенно реагировать на нарушения прав человека, знать и уметь действовать эффективно, солидаризироваться с другими ради противодействия вседозволенности власти, трудно ожидать стабильных изменений к лучшему с демократией.

- Программа работает уже пятый год. Каких социальных изменений Вам удалось достичь своей деятельностью?

 

Конечно, не стоит обобщать и идеализировать те изменения, которые заметны нам, тем, кто работает в программе. Я могу говорить лишь о собственных ощущениях и заметных для меня изменениях. Для более серьезных обобщений нужно отдельное исследование Кроме того, образование по правам человека - не та сфера, где общественные изменения происходят сразу.

С моей точки зрения, можно говорить о формировании определенного рода сети выпускников-активистов, для кого права человека приобрели реальное содержание, являют собой волнующие сознание реалии и побуждают к реакции. Не остаются незамеченными не только факты конкретных нарушений прав человека, но и политических событий, которые является вызовами для прав человека в целом. Появилась группа людей, которые знают, куда и к кому обращаться за помощью или проконсультироваться относительно правильности и эффективности действий. И эти активисты собственными действиями через ежедневное общение возбуждают интерес и доверие к правам человека как общественному инструменту отстаивания своих прав. Также можем говорить об определенных сдвигах и в образовательной среде: права человека для большинства педагогов, прошедших обучение, стали не просто учебной темой, а чем-то конкретным в сфере формирования гражданских компетенций. Даже пенитенциарная служба на уровне руководства не может игнорировать потребности обучения правам человека персонала ведомства.

- Вы видите, что после образовательных мероприятий происходит с выпускниками, чем они занимаются и как развиваться. Расскажите о наиболее выдающихся достижениях участников образовательных мероприятий Программы.

 

В числе выпускников есть несколько групп, для кого обучение не осталось лишь еще одним посещенным семинаром. Прежде всего это те, кто начал активно действовать в защиту прав человека, вовлекая в этот правозащитное сообщество, хотя это и меньшинство. Они организуют пикеты, публичные митинги, немедленно реагируют на известные им факты нарушений. Другая группа - это те, кто, получив знания по правам человека, чувствуют острую нужду найти единомышленников в собственной среде и для этого проводят различные образовательные мероприятия: семинары, тренинги, небольшие просветительские акции, поощряя других, как к дальнейшему обучению, так и к действиям. Понятно, что эффективными являются и те маленькие проекты, которые поддерживает наша Программа на местах - мониторинги, образовательные кампании, конкретные практические действия на региональном уровне. Возможно, это и не кардинальные изменения, однако изменения относительно гарантий соблюдения прав человека в школьном уставе касаются всей школьной общины.

- Обучать взрослых образованных людей, наверное, очень сложно. Расскажите, как Вам это удается. Какие методики Вы используете? 

 

Образование сегодня перестраивается - это не процесс передачи знаний, это скорее обучение учиться и понимать проблему, обучение самостоятельно искать пути ее решения. Тем более, что наша программа базируется на принципах «обучения для действия и обучения через действие». Процесс обучения правам человека не заканчивается после наших образовательных семинаров или школ, для многих он только начинается, ведь права человека - это постоянные вызовы.

Обучать взрослых нелегко, и мы, по большому счету, и не претендуем на то, чтобы быть «учителями». Поэтому и процесс обучения на наших семинарах - это постоянная дискуссия и интерактив, то есть взаимодействие и взаимообучение. Ведь для нас, в отличие от школы, важны не знания для оценки, а знания для эффективных действий. А это уже время оценивает, насколько наши семинары являются эффективными.

В процессе же обучения на семинарах мы используем разные формы: это экспертные лекции и комментарии к учебным занятиям, работа в группах над отдельными вопросами (так всегда легче, поскольку в том, что непонятно самому, помогут другие), это постоянные дискуссии в различных формах, технология Free2choose и работа с документальным и художественным кино ... Главное, что мы выбираем методики не для того,  чтобы «развлекать» участников, а те, которые, по нашему опыту, «работают» эффективно.
Ну и, конечно, экспертный состав имеем, которому стоит позавидовать - лучшие специалисты по отдельным вопросам правозащиты, медиа права, общественного активизма.

В последнее время начали совершенствовать использование дистанционного обучения.

- Вы в основном работаете с учителями. Оцените уровень профессиональной подготовки и готовности педагогов воспитывать молодежь с активной гражданской позицией.

 

Работа с педагогами - самый больной вопрос для нас всех и особенно для меня, педагога по специальности. Во-первых, имеем около 20 тысяч школ в Украине, то есть охватить нашим неформальным образованием всех не можем наверняка.  Один-два семинара для 20-25 участников не решают проблемы абсолютного недостатка знаний прав человека у педагогов. А вот то, что учителя не имеют ни малейшего представления о правах человека, - это факт. Никто в вузовской системе этому не учит, система переподготовки учителей также не может похвастаться профессиональным обучением этому предмету, потому что и сами преподаватели не имеют соответствующего уровня подготовки. Однако все педагоги убеждены, что знают все о правах человека. Вот и приходится ломать голову, как пробиться через плотные заборы образовательного пространства к простому учителю. Здесь, прежде всего, недостает понимания и желания Министерства образования и науки, молодежи и спорта наладить эффективное сотрудничество с гражданским сектором. А мы чувствуем свою готовность не только начать этот диалог, но и создать эффективные инициативы в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров. Тем более, что опыт работы с отдельными школами доказывает эффективность наших подходов.


 - Нужно ли, по вашему мнению, внедрять более углубленное обучение правам человека на государственном уровне (в профессиональных училищах и вузах)? Не приведет ли это к обратному эффекту?

 

Кампанейщина в образовании - самое страшное явление, часто это приводит к профанации идеи, вроде «шароварщины» вместо патриотического воспитания.  Внедрение в формальное образование сегодня предмета прав человека с неподготовленными кадрами и с несоответствующими учебниками, без изменений в среде обучения, в отношениях, которые сложились еще с советских времен между участниками учебно-воспитательного процесса, будет иметь такие же негативные последствия, как и предыдущие кампании.

Нужны системные, постепенные, но быстрые действия, тем более, что существует всемирная программа действий по образованию в сфере прав человека. Кстати, Украина чуть ли  не единственная страна в Европе, которая, взяв на себя обязательства перед мировым сообществом, не сделала ни шага вперед, даже не имеет национального плана действий.


- Вспомните самое интересное образовательное мероприятие, группу, участника или экстремальную ситуацию за время существования Программы.

 

Каждая группа, как и каждый участник неповторимы и интересны. Вот, например, Черниговский лицей для одаренной молодежи. Инициатива обучения правам человека в лицее шла от руководства, а вот активность подростков была такой высокой, что мне лично захотелось посочувствовать администрации заведения, потому что после обучения все школьники-активисты почти год не давали покоя педагогам. Думаю, что реальные изменения в этом заведении действительно имели место благодаря этим беспокойным.

- Как Программа будет развиваться в дальнейшем?

 

Планов много, есть на кого опереться - наши выпускники. Для меня в планах найти пути сотрудничества нашей Программы и Министерства образования, педагогических вузов, подготовить качественный проект для системы образования. Хочется подумать и о неформальном образовании современными средствами - медиа, Интернет.

 

 

Пресс-служба Правозащитного центра «Поступ»

 

 

 

 

http://postup.lg.ua/news/oleksandr-voytenko-%3C%3Cmi-vidchuvaiemo-svoyu-gotovnist-zapochatkuvati-efektivni-iniciativi-v

http://maidan.org.ua/2012/02/oleksandr-vojtenko-my-vidchuvajemo-svoyu-hotovnist-zapochatkuvaty-efektyvni-initsiatyvy-v-systemi-pidhotovky-pedahohichnyh-kadriv/

http://h.ua/story/350016/

http://anarchy-in-u-kr.livejournal.com/29103.html

http://www.edu.helsinki.org.ua/pod/novini-vipusknik-v-programi/oleksandr-voitenko-mi-v-dchuva-mo-svoyu-gotovn-st-zapochatkuvati-efe

http://narodna.pravda.com.ua/local/4f3437523e5cd/

http://gurt.org.ua/articles/13442/

http://hr-activists.net/news/oleksandr-voitenko-mi-v-dchuva-mo-svoyu-gotovn-st-zapochatkuvati-efektivn-n-ts-ativi-v-sistem-p

http://www.civicua.org/text/news/view.html?q=1777186

http://www.khpg.org/index.php?id=1328892516

http://expert.cc.colocall.com/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=94227

http://pravofort.org/node/1155