Сегодня, 21 января 2016 года, в пресс-центре информационного агенства «Интерфакс-Украина» состоялась пресс-конференция «Годовщина разграничения. Достигнуты ли цели пропускной системы?»
Спикеры отмечают, что в 2015 году через линию соприкосновения в обоих направлениях прошло около 3,5 миллионов человек. В среднем, в 2015 году линию столкновения ежедневно пересекало от 8 до 10 тысяч человек, а в выходные по 10–12 тысяч человек. Сейчас, в связи с относительным затишьем, люди стали чаще перемещаться и ежедневно пропускная система обязывает стоять в очередях 15 тысяч человек.
«На сегодняшний день через линию соприкосновения функционирует пять контрольных пунктов въезда-выезда (КПВВ), из которых четыре автомобильных и один пешеходный. Все четыре автомобильные КПВВ расположены в Донецкой области, а в Луганской области лишь один - пешеходный. Жители Луганщины, которые готовы пересечь линию соприкосновения на автомобиле, вынуждены это делать через территорию соседней Донецкой области, или же вообще через Российскую Федерацию. Несмотря на тот факт, что с началом вооруженной агрессии много связей между людьми были разрушены, необходимо стремиться к тому, чтобы люди на временно неконтролируемой территории не теряли родственные, дружеские, культурные и экономические связи с другими регионами» – отметил Левон Азизян, координатор юридического направления «Восток-SOS: освобожденные города».
«Конечно, с тех пор как был введен временный порядок пересечения линии соприкосновения и до сегодняшнего дня, было введено много изменений – действительно некое облегчение произошло. Но это наверное такая мировая практика – сначала сделать хуже некуда, а затем улучшать. В течение одного дня можно создать такие условия, при которых права человека будут значительно ухудшены. А на то, чтобы преодолеть последствия этих решений могут уйти годы. У нас есть показательный пример – 16 января 2014 года – «диктаторские законы» – в нашем случае что-то похожее, мне кажется. Нескольким миллионам людей понадобилось проходить очень унизительные, по мнению некоторых специалистов, процедуры, чтобы получить возможность попасть в свои дома, проверить их состояние, для того, чтобы спасти свои жизни», – рассказал Сулейман Мамутов, правовой аналитик ВБФ «Право на защиту».
Однако, утвержденный Приказом Штаба Антитеррористического центра при СБУ Временный порядок осуществления контроля за перемещением лиц, транспортных средств и грузов вдоль линии соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей, касается также и товаров, перемещаемых через линию столкновения. Спикеры сообщают, что за медийными случаями борьбы с «контрабандой» невидимым остается ведение бизнеса, ежедневно использующего железнодорожные составы для перемещения грузов.
«Государственная политика такова, что частные лица и крупные предприятия находятся в очень разных условиях. В отношении частных лиц введены очень жесткие ограничения по провозу продуктов и промышленных товаров, а коммерческие предприятия, даже не будучи перерегистрированными на контролируемых правительством территориях, имеют возможность ежедневно провозить через линию разграничения тысячи тонн продукции» – отмечает Константин Реуцкий, Глава Правления Правозащитного центра "Поступ".
Напомним, что год назад, Приказом Штаба Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины № 27 от 22.01.2015 был утвержден Временный порядок осуществления контроля за перемещением лиц, транспортных средств и грузов вдоль линии соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей.. Текст порядка менялся несколько раз: менялись правила оформления пропусков и местоположения контрольных пунктов въезда–выезда.