Права детей групп риска в Украине: назревшая необходимость реформ

Изначально своей задачей я видел подготовку небольшого обзора ситуации с соблюдением прав ребенка в восточных областях Украины.  Но, начав писать этот текст, я понял, что было бы неправильно, оценивая ситуацию с соблюдением прав ребенка, говорить отдельно об одном или нескольких регионах страны. Большинство проблем уходят корнями в несовершенство самой государственной системы помощи детям уязвимых групп и одинаково характерны для всех регионов Украины.

Ситуации в регионах могут несколько отличаться в силу различия культурного фона, но это не влияет на общую оценку эффективности государственных программ. Устойчивые позитивные тенденции в некоторых регионах возникают, скорее, не «благодаря», а «не смотря на» усилия государственных органов.

 

Нельзя не отметить, что ситуация с соблюдением прав детей групп риска заметно улучшилась во второй половине «нулевых» годов. Работая с «детьми улиц» с 2000 года и зная проблему не понаслышке, мы не могли не обратить внимания на резкое снижение количества детей, живущих на улице в 2005 году и закрепление этой тенденции в последующие годы. Однако, это вовсе не означает, что все проблемы в сфере соблюдения прав детей уязвимых групп в Украине были успешно решены – изменилось качество, но, увы, не количество проблем. Мы перестали встречать безнадзорных детей на улицах, но большинство этих детей продолжают страдать от нарушений фундаментальных прав и свобод человека – свободы от жестокого обращения, права на приватность, свободы выражения мнения, права на образование и др. К сожалению, очень часто и грубо нарушаются процедурные гарантии детей, находящихся в конфликте с законом. Много вопросов вызывает положение детей, постоянно пребывающих в специализированных образовательных и медицинских учреждениях.

 

«Надежным фундаментом» проблем является отсутствие в Украине эффективной государственной системы помощи детям уязвимых групп. Не существует единого координирующего органа, который контролировал и направлял бы усилия всех профильных институций, работающих в интересах ребенка (так, как это делает, например, Семейный Суд и институт Кураторов в соседней Польше). Полномочия и сферы ответственности существующих государственных служб определены недостаточно четко. Уровень межведомственного взаимодействия крайне низок. Практически отсутствует взаимодействие профильных государственных институций и общественных организаций, работающих в интересах детей, и государственная политика в этой сфере отнюдь не способствует улучшению такого взаимодействию. Нормативная база пестрит коллизиями и лакунами. У специалистов всех ведомств (от милиции до социальных педагогов) чаще всего отсутствуют необходимые знания о базовых стандартах прав человека и прав ребенка. При этом фактически отсутствуют и государственные программы по образованию в сфере прав человека для государственных специалистов, работающих с детьми. К счастью для детей, нуждающихся в помощи, в государственной системе опеки работает немало людей, искренне желающих улучшить их положение. Собственно, только благодаря таким людям система в своем нынешнем виде и может хоть сколько-нибудь эффективно помогать нуждающимся в помощи детям.

 

Совершенно очевидно, что система нуждается в серьезном реформировании. При этом необходимо признать, что государство на данном этапе еще до конца не осознает остроту проблемы и не видит необходимости в проведении таких реформ. Чиновники высших эшелонов власти убеждены, что у страны есть более серьезные проблемы, чем реформирование системы опеки над детьми. Они забывают знаменитое янушкорчаковское: «Если мы хотим изменить мир, нам необходимо изменить систему воспитания». Новым поколениям людей, выросших в унижении и несвободе, будет так же сложно, как и нам, строить демократическое правовое государство.

 

Катализатором реформ могут стать общественные организации, работающие в интересах детей и заинтересованные в таких изменениях. И чем больше будет таких организаций и инициатив, чем теснее будет их взаимодействие, чем пристальней будет внимание к проблемам в этой сфере, чем активней и предметней будет критика существующей системы, тем скорее произойдут необходимые изменения. В этой связи не может не радовать появление в последние несколько лет различных формализованных и неформализованных объединений детских правозащитных общественных организаций, стремящихся активно и последовательно влиять на государственную политику.

 

В качестве такой успешной истории можно назвать и опыт 6 общественных организаций из разных городов Донецкой и Луганской областей два года назад объединившихся в «Правозащитную детскую сеть Донбасса». Шесть организаций, имеющих разный опыт в сфере оказания помощи детям групп риска и разные приоритеты, но объединенные общей целью смогли заметно повлиять на ситуацию в регионе. Они не совершили чуда, но те изменения, которых удалось добиться, я нахожу достаточно устойчивыми. Два года в Донецке, Макеевке, Мариуполе, Алчевске, Северодонецке и Луганске работают правозащитные приемные, оказывающие услуги детям и взрослым, действующим в интересах детей. За это время услугами Сети воспользовались около полутора тысяч клиентов. Налажены устойчивые контакты с государственными службами. Сформирован единый стандарт оказания социальных и правовых услуг, разработан и внедрен инструментарий, существенно повышающий качество взаимодействия организаций сети и позволяющий, при необходимости, обмениваться информацией со специалистами государственных служб. Организации Сети приняли участие в подготовке альтернативного доклада в Комитет по правам ребенка ООН, совместно с экспертами общественных организаций  и полицейских ведомств из Польши и Германии подготовили пакет рекомендаций для Украинского МВД, изучали польскую систему оказания помощи детям в рамках учебного визита в Варшаву. Каждая из шести организаций Сети стала сильнее и опытнее, и готова продолжать действовать в защиту детей групп риска. Важным показателем успешности Сети являются и намерения общественных активистов внедрять такую модель сотрудничества в других регионах Украины.

 

Впрочем, формы взаимодействия не столь важны. Модели могут отличаться в зависимости от региональных особенностей. Важнее растущее осознание необходимости консолидации усилий общественных активистов и организаций по улучшению системы помощи детям. И сейчас уже можно констатировать, что этот первый, самый важный шаг в направлении системного изменения ситуации уже сделан.