Константин Реуцкий: «НЭК, как внешний заменитель морали»

 

Не так давно, возвращаясь из столицы, я случайно встретил в поезде своего давнего школьного приятеля, с которым мы не виделись более пятнадцати лет. Когда-то мы крепко дружили, но потом принципиально разошлись во взглядах и выбрали разные жизненные пути. Он получил неплохое образование - юридическое и экономическое - и сделал успешную карьеру, помогая людям, которым мы вверили судьбу этой страны, банкротить и распродавать государственные предприятия.

 

Он не называет цифру, но дает понять, что за пятнадцать лет реализовал много подобных проектов. «Дерибанишь?» - спрашиваю я. «Что ты!» – подмигивает он. - «Действую исключительно для защиты национальных интересов!». Он обеспечен – переехав в Киев пять лет назад по приглашению своего приятеля, работающего теперь в администрации президента, он построил себе еще один дом, трудится в Министерстве финансов, возглавляя один из его департаментов. Занимается любимым делом – банкротит и продает. Работа творческая и благодарная.

 

Узнав, что я возвращаюсь с акции против Закона «О защите общественной морали» он искренне удивляется, что в стране существует такой закон. Потом еще более искренне удивляется, что против него можно протестовать. «Ты что же призываешь разрешить порнографию и проституцию?!» - восклицает человек, для которого оба этих явления являются чем-то настолько же будничным, как для его менее удачливых сверстников пиво и футбол. И я, который призывает всего только соблюдать гарантированную нам свободу выражать свои мнения, со всей ясностью понимаю, насколько Нацкомиссия по защите общественной морали  необходима правящим элитам вне зависимости от расцветки их знамен. В секулярном государстве она выполняет ту же функцию, что и церковь там, где она не отделена от государства. НЭК – это внешний заменитель морали. Деревянный идол, тотем. Его достаточно, чтобы воровать и при этом не мучиться угрызениями совести.

 

Быть, или хотя бы казаться хорошим, моральным человеком – естественное стремление большинства из нас. Для «среднестатистического украинца» маркер моральности, перефразируя Эриха Фромма,  - это своеобразный пропуск, позволяющий примкнуть к большой группе людей, освобождающий человека от необходимости самостоятельно мыслить и принимать решения. Правящие во все времена адекватно оценивали потенциал этого явления и стремились, «лицензируя» мораль, использовать его в своих целях. Украинские законодатели не изобрели ничего кардинально нового. Люди, на которых работает мой школьный приятель, забрав у нас всё – предприятия, землю и недра, торжественно даруют нам мораль. И четвертый год показывают нам снятую за наши же деньги, пафосную мыльную оперу про непримиримую борьбу за чистоту нравов. Твердо убежденные, что больше ничего нам не должны. Но нам под силу разубедить их.

 

 

Пресс-служба Правозащитного центра «Поступ»