В Донецке на платформе Фонда культурных инициатив “Изоляция” состоялась официальная презентация Антологии женской поэзии “Из жертв в Ликвидаторы”.
Фонд представляет собой уникальный объект – 8 гектар территории бывшего завода по производству изоляционного материала.
Официальная презентация состоялась в Донецке не случайно. Это событие дало старт большой программе образовательных и культурных мероприятий в рамках выставки «Гендер в Изоляции: право на самоконструирование в условиях патриархата».
"Армия Клонов", Маша Куликовская, 2010
Анна Мадведева
На входе в презентационный зал Изоляции нас встречала композиция Маши Кульиковской ”Армия клонов”, состоящая из покалеченных гипсофых фигур, отлитых с телесных слепков самой художницы.
Эти покалеченные гипсовые тела с отломанными конечностями и открытыми “ранами”, по мнению организаторов выставки, являли собой метафору кризиса телесности в европейской культуре, и настроили нас на соответствующую волну перед презентацией книги, против гендерного насилия.
Открыла презентацию менеджер “Изоляции” Анна Медведева.
Поэт Ярослав Минкин
“Выход антологии «Из жертв в ликвидаторы» – это ответ на избиения и унижения женщин публичными негодяями, сексуальное, физическое, экономическое и психологическое насилие по отношению к женщинам, и нежелание украинской власти системно решать данную проблему”, – сказал поэт Ярослав Минкин.
Он так же подчеркнул, что Антология давно доступна для скачивания на портале новостей культуры “Давление света”, но официальная презентация состоялась только сейчас потому что в этот день в Донецк смогли приехать авторы: Галина Крук из Донецка, Евгения Баранова из Ялты, Елена Руда из Харькова и Елена Заславская из Луганска.
“Мы сделали книгу, способную сломать устоявшиеся стереотипы по отношению к женщинам в Украине и показать их в роли ликвидаторов гендерного насилия”", – отметил Ярослав Минкин, который занимался составлением Антологии.
Ведущие программы Ульяна Быченкова и Константин Скоркин
Дизайнер Антологии харьковская художница Ульяна Быченкова рассказала, что книга существует в двух версиях – хард и софт: с иллюстрациями из фотопроекта “Захват” харьковчанки Алины Клейтман и фотоработами черниговского художника Богдана Гуляй.
“Женская натура занимает огромное место в творчестве Богдана”, – заметила Ульяна Быченкова.
Алина Клейтман так объясняет идею своего фотопроекта:”…ставшая в наше время открыто опасной масскультура в попытках захватить последнее, еще не охваченное ею и единственное что дано изначально и что нельзя отнять — тело, она бестелесна, поэтому делает все чужими руками”
“Таким образом, получилось два варианта одной книги, – концептуальный (Клейтман) и лирический (Гуляй). – Живот на обложке – символ репродуктивной женской функции, телесности, интимности и уязвимости”, – подытожила Ульяна Быченкова.
Работа над антологией объединила поэтесс из разных уголков Украины: в книгу вошли эссе и тексты 7 авторов из – Киева,
Донецка, Львова, Харькова, Ялты Луганска.
И хотя текстов Елены Надежкиной в книге нет, ей выпала честь открыть своими надрывными стихами презентацию.
Евгения Баранова: "Хмелеет ночь, и девушки визжат. Хрустят бокалы, греются коленки"
“Подобные проекты – важны и нужны. Их задача – привлечь внимание к проблеме. И, разумеется, показать Пути. А воспользуются ли этими маршрутами другие – покажет время”, – считает поэт из Ялты Евгения Баранова.
Олена Руда: "Феміністичне: не хочу принца, хочу коня"
“Чи буде ковтком повітря нинішня акція, не знаю. Навряд моя поезія має таку чудодійну силу, що зможе подолати насильство в сім’ях. Напевно, головне – не мовчати” – убеждена Елена Руда.
Елена Заславская: "Напомнят старые шрамы - так было еще с моей мамой В извечном бою без правил".
“Наш сборник лишь условно можно назвать “инструкцией по ликвидации гендерного насилия”, все-таки авторы – не юристы, не правозащитники, не социальные работники, чтобы дать основательный анализ ситуации. Наша цель была вывести эту проблему из тени. Тексты, опубликованные в сборнике не прямолинейны, они не содержат готовых рецептов, и готовых ответов, они лишь дают ключи, а ответы читатель найдет сам в “room of one’s own” – прокомментировала событие Елена Заславская.
Галина Крук: "О Сильвіє, чому жінка мусить платит за свободу дорожче, ніж Америка?""
“У будь якому насиллі (в тому числі і гендерному) є дві сторони:сторона, яка є насильником, і сторона, яка терпить це. Ми не можемо усунути проблеми однієї сторони, без уваги до іншої. До того ж, ми багато речей не ідентифікуємо як насильство, бо звикли до всих сліпих заборон. Якщо ми станемо до цього чутливі, то можна буде змінити ситуацію і боротися з нею”, – считает Галина Крук.
После окончания презентации была автограф-сессия.
Авторы и их поклонники посетили выставку ”Гендер в Изоляции: право на самоконструирование в условиях патриархата”
Куратор выставки Елена Червоник на фоне работы Маши Шубиной "ARTeFUCK`S", 2011
Куратор выставки Елена Червоник рассказала, что последнее время ряд художественных и социальных инициатив привлек внимание к существующим гендерным несвободам.
В отличие от “Женского цеха” и “Украинского тела” (проектов Центра Визуальной Культуры при Киево Могилянской Академии), которые в основном сосредотачивалось на социально-политическом аспекте гендерной проблематики, выставка в Медпункте (галерее Изоляции) ставит себе цель поразмышлять над психологическими механизмами продуцирования гендерных позиций. Таким образом, акцент перемещается от публичного к приватному.
Завершилась официальная презентация экскурсией по Изоляции и посещением Креативной деревни.
Взобравшись на террикон, мы сделали фото на память про официальную презентацию Антологии против гендерного насилия “Из жертв в ликвидаторы”.
Фоторепортаж Екатерины Жемчужниковой
Справка: Книга “Из жертв в Ликвидаторы” увидела свет благодаря Литературной группировке «СТАН» и Добропольского центра молодежи «Добро», при поддержке Международного фонда «Возрождение», проекта ЕС «Права женщин и детей в Украине – коммуникационный компонент» и Правозащитного центра «Поступ».