Ошибка резидента

 

Как думаете, чем могут развлечься девушки в свободный субботний день? Конечно, солнечный - уже больше осенний, чем летний - августовский день идеально подходит для прогулки по...райотделам. И мы не ошиблись - скучать не пришлось. Итак, вооружившись диктофоном и фотоаппаратом, мы (я и моя подруга из Чернигова, которая, как и всегда, вовремя заехала погостить и «отдохнуть» день-два) отправились искать приключений за серыми и розовыми (!) стенами луганских отделений милиции. Не было до нас дела в Первом отделении Октябрьского РО УМВД - особы в штатском, которые находились на посту дежурного, не обратили внимания на посетителей, поэтому попросить отремонтировать пандус, который завалило его же перилами, нам не удалось. Впрочем, как выяснилось позже, сотрудники отделения не знают, «кто такой этот пандус», поэтому для них это несущественная потеря. Так мы двинулись дальше в прозрачное и, насколько это вообще возможно, уютное Октябрьское РО УМВД, где получили среднего качества юридическую консультацию и приятно поболтали с вежливым дежурным о европейских тенденциях и прогрессивной сознательной украинской молодежи, за что и написали ему благодарность. Артемовский отдел встретил нас закрытыми дверями, но внутри нас ждали многочисленные доски почета, стенды с фотографиями сотрудников райотдела и фигурный ящик доверия, украшенный разноцветными узорными буквами. И Книга жалоб здесь не подкачала - заведенная еще в 2007 году, она содержала около 30 записей от граждан, большинство из которых оказались благодарностями за доблестную службу, что навело на определенные сомнения и размышления, почему у людей в течение 5 лет нет претензий к деятельности райотдела. Но совсем не так радостно встретил нас Каменнобродское РО УМВД: так называемый «вестибюль» представлял собой проходную, атмосферой напоминал не то промышленный объект, не то колонию, тяжелая железная дверь громко, угрожающе захлопнулась за спиной,  предательски щелкнул замок. Роль информационных стендов здесь взяли на себя два потрепанных листа с тремя телефонами и графиком приема руководства отдела. Проходить дальше во двор желания не возникало.

 

 

Но настоящие приключения ждали нас в Ленинском РО УМВД, которое обслуживает центральный район города. Пройдя в холл и не имея никакого желания общаться с постовым, который громко щелкал семечки на посту, мы стали спокойно изучать содержимое информационных стендов. Но сержанту с красноречивой фамилией Помылка хотелось узнать о цели нашего визита. Он решительно отказался предоставить по нашей просьбе Книгу жалоб и предложений, поскольку, по его классификации, мы не были посетителями участка. О том, что этого требует закон и приказ МВД он не слышал, однако сослался на указание непосредственного руководства. Книгу жалоб и пожеланий нам все-таки выдал на удивление адекватный, но слишком занятой, чтобы контролировать своего невоспитанного подчиненного, дежурный милиционер. И мы уже начали писать в ней свои замечания, как тут, нежно поглаживая автомат, с вызывающей улыбкой к нам подошел сержант Помылка. Типа проконсультировать нас, как правильно писать благодарности. Интересное ощущение - писать жалобу на человека, который нависает над твоей головой с автоматом в руках. Просьбу отойти и не мешать Помылка настойчиво игнорировал, объясняя это так: «А вдруг вы что-то натворите? Вдруг вы книгу порвете? Это мой долг - охранять граждан, вот я и охраняю вас – мало ли что может случиться...может вы нецензурное что-то напишете..» Едва получив в руки журнал с записью Степа стал читать жалобу и, не найдя там теплых слов благодарности, закрыл спиной выход - стал требовать, чтобы мы остались, потому что у нас будут «отбирать пояснения» по поводу того, «что мы здесь понаписали». Сержант проявил не абы какое знание не только закона «О милиции» и Кодекса этики милиционера, а и компетенции врача, поставив нам диагноз (мол, «вы какие-то больные») и посоветовав лечиться. Он физически мешал нам покинуть вестибюль отделения, удерживая меня за руку, до появления дежурного офицеру. И даже в его присутствии не осилил фильтровать нецензурные выражения в наш адрес. Дежурному, который и сам был огорчен его поведением, он пожаловался на то, что «спонтанно приходят подозрительные особы» и отвлекают его «от исполнения обязанностей». К сожалению, мне так и не удалось найти нормативного акта, в соответствии с которым на постового возлагается обязанность щелкать семечки (хотя не исключаю, что существует соответствующий приказ его непосредственного руководства). А вот некоторые другие документы показались мне довольно интересными. Жаль, что начальник районного отделения не считает нужным знакомить с ними личный состав. Так, за полчаса нашего пребывания в Ленинском РО УМВД постовой Помылка успел нарушить:

 

- Ч. II ст. 5 Закона Украины «О милиции»,

- П. 1.1, 4.36, 6.2 Инструкции, утвержденной приказом МВД Украины № 181-2009 г.,

- Этический кодекс работника ОВД от 05.10.2000 № 7км/8,

- П. 3.5 приказа МВД Украины № 400-2004 г.,

- Ст. 29 Конституции Украины

- Ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

Как по мне, то не слишком ли много «помылок» как для одного сержанта? Если Степан Помылка позволяет себе подобное в присутствии дежурного офицера и посетителей райотдела, то не хочется даже и думать о том, что он позволяет, работая в составе патруля. Искренне желаю вам не встречаться вечером на улице с такими «правоохранителями», которые гордятся тем, что не знают законов, определяющих пределы их полномочий, и не стесняются публиковать в социальных сетях свои фотографии в позе нацистского приветствия. Сразу видно, что человека ждет блестящая карьера в органах внутренних дел.

 

Соответствующие жалобы на действия Помылки уже направлены в областное управление и Министерство внутренних дел. Надеюсь, что вопреки установившейся практике круговой поруки Степан Помылка все же будет привлечен по крайней мере к дисциплинарной ответственности. Но что-то подсказывает мне, что эта история только начинается...

 

А пока познакомьтесь - сержант Помылка. Ближе познакомиться можно здесь http://postup.lg.ua/news/pomilka-rezidenta

 

 

Юлия Красильникова

Пресс-служба Правозащитного центра «Поступ»