Правозащитник Мария Ясеновская: «Если ребенок совершил преступление – в этом виноваты взрослые».

Наиболее уязвимыми для насилия со стороны правоохранительных органов являются социальные сироты и дети, находящиеся в конфликте с законом – те, кто по разным причинам не может рассчитывать на помощь своих родителей и опекунов. Очень часто контакты детей указанных групп с сотрудниками МВС сопровождаются психологическим давлением, незаконным задержанием и жестоким отношением, которое может быть квалифицированно как пытки.

На сегодняшний день в Украине практически не существует эффективной системы работы с детьми, находящимися в конфликте с законом. Функционирующая система ориентирована на наказание, а не на превентивные меры – воспитание и социализацию детей групп риска.
 

Для решения этих проблем в 2010 году в Украине стартовал проект«Действия в защиту детей уязвимых групп: опыт Польши, Германии и Украины». Эксперты из трех стран, представители полицейских ведомств, социальных служб и общественных организаций приступили к разработке рекомендаций по созданию эффективной системы соблюдения прав человека по отношению к детям групп риска: детям, находящимся в конфликте с законом, детям улиц и социальным сиротам.

Данная общественная инициатива реализуется в рамках всеукраинской образовательной программы «Понимаем права человека» и программы «Правозащитная детская сеть Донбасса».

Администрируют проект специалисты правозащитного центра «Поступ» (Луганск) при финансовой поддержке ФондаРоберта Боша, а так жеФондаСтефана Батория врамках программы«Партнерство общественных инициатив» через партнера проектав Украинефундацию ПАУСІ.

Разумеется, у подобной инициативы достаточно партнеров. Активное участие в реализации проекта принимают представители Хельсинской Фундации Прав Человека (Варшава, Польша), ОО «Немецко-Российский обмен» (Берлин, Германия), ОО«М’АРТ»(Чернигов), ОО«МАРТИН-клуб» (Макеевка), фундация «Общественнаяальтернатива».

Уже в апреле в рамках проекта в Чернигове состоялся трехдневный семинар «Международные стандарты прав человека и обращения с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом: опыт Польши, Германии и Украины». В семинаре приняли участие 20 экспертов. Нам удалось побеседовать с одной из ключевых фигур семинара, президентом ХОФ «Общественная Альтернатива» Марией Ясеновской.

 

- Что такое «превентивные меры»? Расскажите подробнее о Европейском  опыте по замене наказания воспитанием при работе с детьми, находящимися в конфликте с законом.

Мария Ясеновская:В Европе давно руководствуются принципом: если ребенок совершил преступление – в этом виноваты взрослые. Именно поэтому там нет системы наказания, а есть превентивные меры – предупредительные и воспитательные меры, применимые к детям и подросткам. Подобные меры применяются очень активно и имеют свою градацию: от общих предупредительных мер для всех детей до подростков, совершивших серьезные преступления. К примеру в Польше нет колоний и тюрем для детей – только интернаты, внешне очень похожие на украинские показательные интернаты для детей сирот. В зависимости от проступков различают заведения разной степени ограничения свободы. Я была в одном польском интернате для девушек, совершивших достаточно серьезные преступления. Воспитанницам разрешалось ходить на дискотеки в военное училище. Были случаи рождения детей, и тогда администрация учреждения оказывала девушкам поддержку и помощь.

Меры ограничения свободы для несовершеннолетних назначаются Семейным судом – судебным органом, занимающимся исключительно правовыми вопросами, связанными с детьми и семьей. За исполнением приговора следят кураторы семейных судов – люди, от которых во многом зависят сроки пребывания ребенка в исправительном заведении, так как Семейный суд не определяет сроков ограничения свободы. Ребенок перевоспитывается под присмотром своего куратора, который наблюдает за процессом. Впоследствии куратор выносит вопрос о возвращении ребенка в общество на рассмотрение суда.

 

 - Какие меры воспитания и социализации детей группы риска будут наиболее эффективны для современной Украины? Чем можно заменить наказание?

Мария Ясеновская:Говоря глобально начинать внедрение новой системы в Украине необходимо с разговора о ценностях, воспитании в семье, школе. У нас в стране дети воспитываются отнюдь не на гуманистических ценностях. Для них по-прежнему актуально утверждение, что сильный всегда прав. Мы не научились воспитывать, уважать мнение ребенка, его желания, выбор.

А уж преобразования исправительных заведений необходимо начинать с воспитателей и администрации. Детям в таких заведениях необходима помощь психолога, воспитателя, ведь ребенку необходима помощь в преодолении личных психологических барьеров, обучении социальным навыкам, которые ему помогут жить по законом современного общества по возвращении из исправительного (воспитательного) учреждения.

 

 - Фиксируются ли в Украине факты систематических нарушений прав ребенка? Поставлена ли в известность об этих фактах европейская общественность?

Мария Ясеновская:Да, общественные организации постоянно проводят мониторинги соблюдения прав ребенка. В том числе в интернатах, колониях. В 2009 году мы даже подготовили альтернативный доклад по правам ребенка в ООН. Однако для Украины важен системный государственный мониторинг. Общественники просто не успевают охватить все, да это и не их задача. Они направляют свои ресурсы и возможности на решение наиболее значимых проблем.

Хуже обстоят дела с официальной информацией. В основном в отчетах говорится о детях-сиротах и количестве приемных детей. Информация о детях, находящихся в конфликте с законом, практически не предоставляется.

 

- Констанце Фритш, представитель берлинского Центра координации помощи детям и молодежи, предлагал организовать при управлениях МВД независимые мониторинговые группы. Как, на ваш взгляд, отнесется к такому предложению руководство МВД?

Мария Ясеновская:Здесь все достаточно грустно. В 2009 году были попытки создания областных общественных советов. Наша организация входит в состав Харьковского совета, но, насколько мне известно, совет собирался только один раз.

 

 - Что грозит Украине в случае, если она не примет во внимание рекомендации европейских экспертов и эффективные механизмы правовой защиты уязвимых групп населения (в частности детей группы риска) так и не будут запущенны?

Мария Ясеновская:Нам по-прежнему грозит распространение жестокости и насилия в обществе, формирование агрессивных и военизированных молодежных группировок и отсутствии безопасности.

А при таком раскладе снижения уровня преступности в Украине точно не предвидится.