Суд над Олаолу Феми: прокуратуре становится неуютно

В деле по обвинению Олаолу Феми, которому сейчас грозит пожизненное заключение только за то, что он один защищал себя и потерявшего сознание друга от трех агрессивных молодых людей,  наметился прогресс. Стоило «потерпевшим» начать давать показания, как вся несостоятельность обвинения стала очевидной. Свидетельства молодых людей, якобы пострадавших от нападения африканца, менявшиеся несколько раз в процессе досудебного следствия, были в очередной раз изменены и в зале суда. Следующее заседание, назначенное на 10:00 28 сентября, обещает быть еще более интересным – на нем продолжится допрос «потерпевших» и будет допрошен обвиняемый.

 

В среду 12 сентября в Ленинском районном суде Луганска продолжилось слушание дела студента из Нигерии Олаолу Сунканми Феми, который обвиняется в попытке спланированного убийства, за то, что защищаясь от четверых нападавших, нанес порезы троим из них горлышком разбитой бутылки.

 

Всё началось с пикета суда “легионом” одиозной ГО «Луганцы», которая пришла поддержать «пострадавших». Пятеро людей, держащих написанные с ошибками транспаранты, государственные флаги и палку с привязанной к ней петлёй, около получаса выкрикивали требования смертной казни для Олаолу Феми. На вопрос, знакомы ли они с фабулой дела, руководитель организации Сергей Коваленко заявил, что у него нет времени вникать в детали. Главное, по его мнению, защитить в данном случае интересы украинцев. Связи нападения пятерых молодых людей на нигерийца со своими прошлогодними акциями – пикетированием общежитий иностранных студентов и наказанием чучела «шаурмена» - «Луганцы» не видят.
Во время заседания, продлившегося более 2 часов, были заслушаны показания Виталия Гамана и Артема Лободы. Остальные «потерпевшие» в суд не явились. Ирина Пашкова, по словам её матери, находится в больнице – у неё нервный срыв, из-за переживаний, связанных с процессом. Причина отсутствия Дмитрия Леменчука не установлена.

 

Оба «потерпевших» признали, что в тот вечер вся компания выпивала (что установлено экспертизой), однако утверждали, что были трезвы. По версии обоих, они побежали в подъезд, где произошла драка, после того, как из него выбежал и позвал на помощь Дмитрий Леменчук, вошедший туда вслед за двумя нигерийцами. «Пострадавшие», не смотря на то, что площадка перед подъездом была неосвещена и их разделяло около 20 метров, утверждают, что видели порез на щеке Леменчука. Виталий Гаман, противореча двум данным ранее пояснениям, заявил, что от удара бутылкой по голове почти сразу после входа в подъезд, потерял сознание и дальнейшее помнит смутно. При этом он странным образом успел увидеть африканца, вооруженного горлышком разбитой бутылки еще до того, как бутылка была разбита об его голову. Любопытно также, что Виталий Гаман, работающий охранником в частной службе безопасности, не раз пытался акцентировать на хорошей физической форме и невероятной силе Олаолу. Отсутствие следов огнестрельного ранения (о котором заявило обвинение) на своей одежде объяснить не смог. Виталий Гаман отказался от своих показаний, зафиксированных в двух протоколах его допросов на досудебном следствии, оглашенных по требованию адвоката Людмилы Гавриш, объясняя это тем, что был в шоковом состоянии и страдал от последствий травмы головы. По его словам, он пришел в себя только месяц назад. Отвечая на вопросы адвокатов, Виталий постоянно оглядывался на свою мать, присутствовавшую в зале. В один из особенно трудных для Виталия моментов, матери даже удалось передать ему бумажку с подсказкой.

 

Прокурор в этой компании, похоже,  чувствовал себя неуютно и изо всех сил старался наводящими вопросами вывести «потерпевших» на нужные для обвинения показания.  Это было непросто.

 

Артем Лобода в своих показаниях тоже говорил о возбужденных и веселых африканцах, зашедших в подъезд непосредственно перед Леменчуком. По его словам, он увидел выбежавшего из подъезда Леменчука, звавшего их на помощь и побежал вовнутрь вслед за Леменчуком и Гаманом. Видел только один удар, нанесенный Гаману бутылкой и один удар, нанесенный Пашковой (которая, по версии Гамана, в это время оставалась на скамейке). Артем не смог объяснить адвокатам, какого рода помощь он собирался вместе с Гаманом оказывать «раненому» Леменчуку в подъезде и почему вместо этого не вызвал скорую или милицию. По его словам, он не видел, кто и при каких обстоятельствах порвал сумку и оторвал воротник куртки Олаолу Феми. Предположил, что воротник был оторван им на улице перед подъездом, когда он пытался оттащить Олаолу от лежащего на земле Гамана, но не смог объяснить, как после этого воротник оказался в подъезде. Но раз уж Гаман отказался от своих досудебных показаний, в которых он рассказывал, как еще в подъезде он толкнул и схватил за воротник Олаолу, поверим ребятам на слово, что до момента, когда Феми жестоко избивал лежащего на земле возле подъезда Гамана, нигерийцев никто и пальцем не трогал.  На вопрос, как к нему попали вещи Виталия, которые он сдал на экспертизу в милицию, уверенно ответил, что забрал их из дома Гамана, на что мать Виталия, не выдержав, выкрикнула с места, что он забрал их из больницы.  Сочувствуя страданиям выступающих, судьи даже не стали делать ей замечание за нарушение процедуры.

 

Адвокат Гавриш указала суду на то, что и показания Лободы противоречат свидетельствам, данным им следствию, и попросила огласить протокол допроса. Однако переводчица заявила, что устала и просит закончить допрос. На этом заседание закончилось. «Потерпевшие» получили дополнительное время для «работы над ошибками».

 

Кроме всего прочего, «потерпевшие» и их родители, общаясь с журналистами после заседания, опровергли свою причастность к распространенному днем ранее, якобы от их имени, открытому письму, в котором они обвиняют оппонентов во лжи и продажности, и призывают луганчан встать на их защиту. Описанная в «письме» картина произошедшего  не совпадает ни с одной их четырех версий, озвученных в среду в зале суда. Кто автор этой провокации и какова её цель, остается непонятным. Пострадавшие по-прежнему не желают общаться с прессой, ведут себя агрессивно, так что инициативу в свои руки взяли мамы.

 

Инициатива “Справедливость для Олаолу”

 

 

Инициатива “Справедливость для Олаолу” - это объединение неправительственных организаций и отдельных граждан, обеспокоенных уголовным преследованием Олаолу Сунканми Феми, имеющим признаки сфабрикованного и небеспристрастного. Инициатива создана для сбора и распространения информации о ходе его дела, защиты права Олаолу на доступ к справедливому правосудию, и восстановления справедливости в отношении него.

 

 

Контакты Инициативы “Справедливость для Олаолу”: Tel.: +380 50 8106649 (Юлия) (укр., рус.), +380 503348780 (Maksym) (Eng., Ukr., Rus.). E-mail: [email protected]; [email protected]