ЮА: «Нет ничего более аморального, чем возомнить себя борцом за моральную чистоту»

 

 

Представляем вашему вниманию еще одно интервью, посвященное обсуждению Закона «О защите общественной морали»,известного украинского писателя для сайтаОбщественной кампании против установления цензуры в Украине.

 

Юрий Андрухович – писатель, поэт, переводчик, эссеист. Родился в 1960 году, живет в Ивано-Франковске. Кроме чрезвычайно насыщенной литературной деятельности, плоды которой широко известны как в Украине, так и за рубежом, активно комментирует общественные процессы для украинской и западной прессы. Темой нашего интервью стала проблема защиты общественной морали.

 

 

Мораль общества  часто определяют как систему общих ценностей. Существуют ли таковые в Украине, кто является, либо может стать их источником?

 

В целом общество в Украине деградирует. После поражения Оранжевой Революции этот процесс развивается особенно стремительно. Приход к власти Януковича и его людей, формализовавший это поражение, попросту невозможен в обществе со стойкими моральными ценностями. Такое случается только там, где считается правильным никому не верить, не иметь идеалов, где сильный обязательно должен растоптать того, кто слабее, а тот, кто потолще – отобрать последнее у худого. Какое-то моральное оздоровление (хотя бы частичное – потому что о полном выздоровлении речь уже не идет) может наступить только в результате мощной социальной революции,  не декоративно-разноцветной, а реальной.Однако сегодня мы еще очень далеки от нее. Как говорят в таких случаях - «власть сильна как никогда». К Януковичу и его системе потихоньку привыкают и начинают приспосабливаться. Это худший из вариантов развития.

 

 

Кто и от кого должен /не должен эти ценности защищать?

 

Моральные ценности сами себя защищают. Морали защитники не нужны. Нет ничего более аморального, чем возомнить себя борцом за моральную чистоту. Особенно пользуясь при этом властными полномочиями и государственными финансовыми ресурсами. Моралистам,  прежде всего, стоило бы  заглянуть внутрь себя и ужаснуться J

 

 

О чем, по-вашему, идет речь, когда говорят о необходимости отстаивать и охранять общественную мораль?

 Речь идет о том, что система даже не думает избавляться от репрессивности,  а наоборот расширяет для себя репрессивный маневр. Это значит, то вроде бы выпустив граждан на свободу, государство вдруг спохватилось – как же так, мы теряем их, неужели мы позволим им морально разлагаться? Это беспорядок. Чем больше мы их контролируем,  тем больше они нас боятся. А это и есть наша цель – чтобы нас боялись.

 

 

Какого же украинца, в таком случае, хочет слепить власть, и что она хочет вложить в его гражданское сознание?

 

Тут эпитет «гражданский» вовсе ни чему. Власть как  раз и хочет вытравить из украинца все, что в нем есть гражданского. Собственно говоря, все ясно, как Божий день: речь идет об очередном воспроизводстве и мультиплицировании человека советского – подозрительного, социально-инфантильного, пугливого, склонного к коллективно-стадному мазохизму.  Человека, который ненавидит ближнего (хотя бы недолюбливает) и боится начальника.

 

 

Декларировалось прекращение деятельности Комиссии по вопросам защиты общественной морали, однако она продолжает работать, кроме того - продолжается действие Закона Украины «О защите общественной морали». Они просто потерялись среди прочих бурных событий или это действительно важное для государства учреждение?

 

Я в свое время предупреждал единомышленников, что мы зря празднуем победу, связанную з мнимой ликвидацией НЭК. Нужно осознать одно: у этой власти позитивных решений быть не может! Вот не может – и все тут.Это аксиома. Если нам кажется, что они приняли что-то хорошее, нужно готовиться к какому-то очередному,в их терминах, «западлу».  Если нам говорят,  что ликвидируется НЭК, то для того, чтобы на ее месте создать что-то другое, некий ДРЭК, БРЭК или ФАК. Ну и человеческий фактор, к тому же.

Василий Костицкий – один из самых живучих, самых цепких чиновников этой страны.

Такие как он, просто не тонут. Он переживет всех нас и станцует коломыйку на наших костях.  J

 

 

Как влияет на украинский культурный процесс регулирование общественной морали теми методами, которые используются в Украине?

Надеюсь, что несущественно.  Хотя может быть, что я ошибаюсь в своей надежде. Мне тяжело представить себе, что происходит в современных театральных или же филармонических коллективах. Наверняка, ничего хорошего.  А в библиотеках? Из них изымают некоторые книги, и мои среди прочих. А в кино, на радио и телевидении? Наши деятели искусств снова возвращаются к сервильности, пишут какие-то благодарственные письма президенту, лебезят перед Анной Герман. Это и грустно, и карикатурно.

 

 

Что вы можете сказать тем, кто понимает угрозы, связанные с существованием такого закона и как можно разъяснить их тем, кто их не понимает?

Прежде всего, я сказал бы так: давайте бороться – и одолеем этоJ. Противодействовать плохому закону можно путем саботажа. Украинцы накопили в этом огромный опыт. Мы саботировать любим и умеем.  НЭК нужно игнорировать. Мне кажется, что именно это может быть самым эффективным инструментом в отстаивании  своих прав на свободу культурного выбора. Другим бы я ничего не говорил, поскольку не понимать угроз может только тот, кто их  угрозами не считает, а наоборот - одобряет. Например, считает, что насилие, в частности сексуальное, присутствует среди нас благодаря неправильным фильмам или «порнографическим» книгам. И если книжки эти запретить, авторов наказать самым суровым образом, то насилия не станет. В стремительно деградирующем обществе очень тяжело, если вообще возможно, вести качественный диалог на уровне идей, концепций и принципов.

 

 

 

Пресс-служба Правозащитного центра «Поступ»