В первый год независимости Украина взяла на себя ряд обязательств, подписав Конвенцию ООН о правах ребенка. В 2003-2005 годах украинский Парламент ратифицировал еще два документа – факультативные протоколы Конвенции относительно торговли детьми, детской проституции, порнографии и участии в вооруженных конфликтах. В 2009 на основании рекомендаций принят Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка.
После подписания Конвенции Украина периодически отчитывается перед Комитетом ООН по правам ребенка о соблюдении положений, однако выполнять обещания в полном объеме не спешит.
Для того, чтоб выяснить реальное положение вещей и сопоставить правдивые факты с публикуемыми в отчетах украинского правительства, представители украинских общественных организаций провели анализ ситуации, на основании которого в ноябре 2009 года ими был подготовлен Альтернативный отчет о выполнении Украиной международных обязательств. Это был ответ на Национальный доклад о реализации Украиной положений Конвенции ООН по правам ребенка, представленный правительством страны. И если в правительственном отчете речь шла в основном о невероятных успехах в проделанной работе, то общественные организации акцентировали внимание на проблемах, которые остаются нерешенными.
Свое видение проблем представители украинских НГО представили в июне 2010 года, на слушаниях Комитета в Женеве. Активисты общественных организаций ответили Комитету ООН на вопросы о государственной политике соблюдения прав ребенка, охране здоровья, образовании и детях-сиротах. По итогам слушаний Комитет ООН сформулировал следующие вопросы украинскому правительству:
• подходы общегосударственной политики к правам ребенка в виде «охраны детства» вместо отношения к ребенку как к субъекту прав;
• отсутствие включения детей в процессы разработки и внедрения государственной политики относительно детей на различных уровнях;
• нерегулярность и определенная закрытость государственных исследований состояния соблюдения прав ребенка;
• отсутствие независимого института защиты прав ребенка;
• негативные тенденции развития ювенальной юстиции, а именно влияние на политику государства общественных и религиозных организаций, которые активно пропагандируют физические формы наказания ребенка в семье, более жесткое наказание для детей, вовлеченных в преступную деятельность и т.д.;
• положение и статус детей, которые ищут убежище, находящихся на территории Украины без сопровождения взрослых и остаются вне внимания государственной политики и законодательства;
• пробелы в соблюдении права на образование, в частности дошкольное;
• жестокое обращение с детьми;
• несоответствие международным стандартам процедуры усыновления;
• вопросы разукрупнения и дезинституализации государственных интернатов для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и переход к семейным формам воспитания.
Предметом пристального внимания Комитета стала информация о системных нарушениях прав детей групп риска со стороны сотрудников правоохранительных органов Украины. Информация о фактах нарушений, предоставленная Комитету, была собрана Правозащитным центром «Поступ» в рамках проекта «Действия в интересах детей групп риска: опыт Польши, Германии и Украины». Ознакомившись с фактами, комитет ООН по правам ребенка подготовил дополнительный вопрос к украинскому правительству: какие меры применяются государством для предотвращения жестокого обращения и пыток во время допросов детей в милиции?
Таким образом, проблема, на которую пытаются закрывать глаза украинские власти, была озвучена мировому сообществу. Анализ информации, собранной Правозащитным центром «Поступ» и общественными организациями «Правозащитной детской сети Донбасса», свидетельствует о том, что в Украине отсутствуют механизмы правовой защиты детей уязвимых групп.
В законодательстве отсутствуют положения, позволяющие рассматривать таких детей как представителей уязвимой группы, которые нуждаются в особой защите. Заявления о нарушениях от детей групп риска не рассматриваются с должным вниманием и тщательностью. Отказ учитывать особые потребности детей данной группы, отсутствие закрепленных законодательно позитивных действий, направленных на обеспечение особой защиты, позволяет говорить о том, что данная группа детей подвергается дискриминации.
Эксперты проекта указывают на то, что если в интересах ребенка действуют законные представители, которые не мотивированы добиваться восстановления прав ребенка (администраторы специальных учреждений, дальние родственники, деморализованные родственники и др.), факты нарушений расследуются формально и в подавляющем большинстве случаев права детей не могут быть восстановлены. Отсутствуют механизмы ведомственного контроля «качества» расследования сотрудниками милиции и прокуратуры фактов нарушений прав детей групп риска. Особенно ярко проблема проявляется в случаях, когда права ребенка нарушаются представителями правоохранительных органов. Зависимое положение детей, давление на ребенка со стороны представителей правоохранительных органов существенно осложняют попытки детей восстановить свои права. Под влиянием угроз и давления сотрудников милиции дети не решаются заявлять о нарушениях со стороны сотрудников правоохранительных органов. Зафиксированы частые случаи отказа детей от показаний против сотрудников правоохранительных органов.
Эксперты считают необходимым законодательно закрепить особую процедуру рассмотрения в случаях жалоб о нарушении прав ребенка со стороны сотрудников правоохранительных органов. При этом важно предусмотреть дополнительные возможности ведомственного и межведомственного контроля, а также контроля со стороны негосударственных организаций. Необходимо исключить возможность прекращения расследования по фактам, изложенным в подобной жалобе, в случае, если заявитель отказывается от претензий и просит прекратить разбирательство.
Эти и другие рекомендации, подготовленные группой украинских, немецких и польских экспертов в рамках проекта «Действия в интересах детей групп риска», в ближайшее время будут представлены украинскому правительству и международным институциям.
Правозащитное сообщество ждет ответов украинского правительства на вопросы, заданные Комитетом. Хочется надеяться, что проблема жестокого обращения с детьми уязвимых групп со стороны украинских правоохранительных органов, будучи отраженной в итоговых рекомендациях Комитета ООН по правам ребенка, станет предметом должного внимания украинского правительства и будет способствовать улучшению ситуации.