Ударили по цензуре

 

Назвать Донецк городом, заслуживающим гордо носить звание «культурный», пожалуй, сможет только очень далёкий от жизни Шахтёрской столицы человек. Тяжёлая физическая работа на шахтах и заводах мало оставляет времени на культурный досуг. При всём этом, паростки культурной жизни в Донецке с горем пополам всё же пробивались. Тут тебе и Донецкий национальный академический театра оперы и балета, и Драмтеатр, и музеи местного и областного значения. Иными словами, есть где интеллектуально развеяться изнурённому от адской физической работы человеку. А как дела обстоят с, так называемой, андеграунд культурой в промышленном центре востока Украины? Пожалуй, это был один из многих вопросов, которыми задались организаторы литературного слэма (соревнования между поэтами) «Заборона на заборони!», состоявшегосяв Донецке 12 апреля 2011 года.

Собрание поэтов, интеллектуалов и людей небезразличных к искусству было организовано в донецком ночном клубе «DetroitMusicCity», благодаря стараниям правозащитника и поэта в одном лице Ярослава Минкина, его «товарища по оружию и перу» Владимира Вакуленко-К, а также поддержке луганского правозащитного центра «Поступ» в союзе с «Институтом открытого общества» (Open Society Institute). В Донецке «делами воротили» фактически на одном энтузиазме Елизавета Несова и Евгений Чумак.

О самой цели сборища юных «маяковских», «цветаевых» и «северяниных», координатор проекта Ярослав Минкин коротко сказал так: «Нашей первоочередной задачей было привлечь внимание общественности к проблемам цензуры в СМИ и к проблеме прямого вмешательство в творческую деятельность людей искусства».

Именно от этой цели организаторы и поэты стали «плясать», стараясь быть максимально экспрессивными, максимально свободолюбивыми, максимально оторванными от цензуры. Что нередко выливалось в откровенный перебор с нецензурной лексикой и антицеремониальность самого мероприятия. В конце концов, даже в афише, которую мне прислали через социальную сеть, было чётко и ясно указано: «В слэме действует цензура на цензуру. Цензура в слэме запрещена». Следовательно, любое провокационное и вызывающие поведение было не столько желанием персонально каждого, сколько фундаментом для «битвы поэтов». К примеру, Владимир Вакуленко-К в знак протеста против случаев вмешательства госорганов в «дела культурные», решил назвать сборник своих стихов словом «В**бана» (калька от «Вибране»).

Держал тематическую марку на протяжении «Заборони» и Ярослав Минкин, то и дело после выступления изрекая к собравшимся и членам жюри: «Ну что? По-моему, этот поэт явно что-то задумал… Какие-то мысли у него странные… Думаю, он скоро попадёт под цензуру…» Насколько «опасен для общества» каждый из участников слэма решало выбранное случайным образом из зрителей жюри.

В итоге, в полуфинал вышли Евгения Чуприна (Киев), Александр Кирьян (Харьков), Юга Цикорий, Константин Кулиненко, Александр Фомичев и Татьяна Ковалевич.

К слову, отдельного внимания заслуживает персона, уже не двадцатилетней, но также «по-двадцатилетни» протестующей, Евгении Чуприной. Увидеть на слэме в Донецке такого известного в своих кругах человека дело не обыденное. Сама же Евгения в короткой беседе со мной призналась, что в Шахтёрской столице оказалась впервые. Мельком поделилась своими впечатлениями о городе, «о запахе промышленных отходов и булочек» (конечная трамвая №1 - ДМЗ), и бросила пару фраз на счёт самого мероприятия. К сожалению, больше пообщаться с известной поэтессой мне не удалось, поскольку «караван», в составе организаторов «Заборона на заборони!», отправлялся в Запорожье. Там, 13 апреля, Минкин и Ко также планировали основательно «обезцензурить» местный бомонд.

Но всё же вернёмся к слэму донецкому и к его участникам. За место в финале пришлось попотеть. Самыми «мокрыми» оказались Александр Фомичев, Татьяна Ковалевич и Юга Цикорий. Именно между этими тремя участниками и развернулась основная «перестрелка» антицензурной поэзией. Победителем же из неё, несмотря на ожесточенное сопротивление Александра Фомичева, вышел Юга Цикорий. С чем, собственно говоря, его и поздравляю.

Не будет лишним отметить, что в перерывах между битвами «слэмящихся» поэтов, публику «обезцензуривала» лёгкая рок-музыка в исполнении групп «Stone Band» и «Еlse».

После завершения мероприятия мне довелось пообщаться с правозащитником Ярославом Минкиным. Говорили о многом. В том числе, и о творческой составляющей жизни Донбасса. Как человек в литтусовке далеко не последний, Ярослав поведал мне, что «холоповатость» донецких поэтов и деятелей культуры есть не что иное, как очередной миф и сложившийся стереотип. Основной его информационный посыл заключался в том, что быт может формировать культуру людей. Но быт людей искусства иногда формируется вне зависимости от быта социального. Следовательно, донецкий или же луганский поэт может ничем не уступать поэту киевскому или же львовскому.

Продолжая мысль Ярослава Минкина, можно добавить, что и культурная жизнь Шахтёрской столицы вовсе не зиждиться на представлениях о ней широких масс Украины. А посему может также в силу объективных причин бунтовать против цензуры и вмешательства государства «не в свои дела». Что, собственно говоря, и было продемонстрировано на литературном слэме «Заборона на заборони!».

Филипп Анастасов

 

http://062.ua/articles/kultura_i_iskusstvo/ydarili-po-cenzyre