Суд освободил из-под стражи второго обвиняемого в деле Юрия Косарева и отправил дело на дорасследование

 

25 и 28 сентября в Лутугинском районном суде Луганской области продолжилось слушание уголовного дела по обвинению активиста Луганской правозащитной группы Юрия Косаревав нападении на трех милиционеров и причинении им телесных повреждений в мае прошлого года. Пестрящее процессуальными нарушениями и буквально на глазах разваливающееся дело отправлено на повторное расследование. А второй обвиняемый, Сергей Игнатов, освобожден из-под стражи прямо в зале суда после полутора лет пребывания в следственном изоляторе.

 

 

После ярких допросов «избитых» оперуполномоченных Потанина и Мельникова, бывшего директора Успенского карьера, заказавшего расправу над Косаревым  и нескольких работников прокуратуры, «пострадавшие» заметно приуныли. Ни один из них не явился на два последних заседания. При этом, один из якобы избитых Косаревым милиционеров и несколько свидетелей обвинения так и не были допрошены судом.

 

 

Заседание 25 сентября началось с рассмотрения жалобы Сергея Игнатова, вероятносоставленной для него обвинением. В этой довольно грамотной жалобе, что резко контрастирует со всеми ранее составленными Игнатовым ходатайствами (за спиной Сергея только 5 классов школы), подсудимый якобы всю вину возлагал на Косарева, заявлял о своей непричастности к нападению на милиционеров, отсутствие претензий к милиции и нежелание «сидеть за преступления Косарева». Однако, в чем, по его мнению, состояло преступление Косарева, Игнатов объяснить не смог, потому что «милиции виднее». Так же, как и ответить на ряд других вопросов, касающихся этого ходатайства, авторство которого вызывало сомнения у адвокатов и у судьи. Надеемся, что это было связано с ухудшением состояния здоровья подсудимого, а не давлением на измученного полуторагодовалым пребыванием в СИЗО Игнатова со стороны обвинения.

 

 

После рассмотрения ходатайства последовал допрос обвиняемых, во время которого подтвердил, что милиционеры в тот день были с самого начала настроены весьма решительно - один из оперативников подошел к отдыхающей компании с обнаженным и направленным на них пистолетом. Игнатову удалось снять на камеру мобильного телефона начало конфликта, но сам момент нападения остался за кадром - камера отключилась. А когда запись была сохранена и камера включилась снова, лежащего на земле Косарева уже избивали сотрудники милиции. Попытка подойти ближе и снять избиение не увенчалась успехом – один из сотрудниковкарьера, руководившихдействиями милиции, выбил ногой телефон из рук Игнатова и нанес ему несколько ударов по голове, от чего тот потерял сознание. Видеозапись съемки самой драки не сохранилась - при падении из телефона выпала  батарея.

 

 

Также Игнатов сообщил, что на него и его гражданскую супругу, которая тоже видела конфликт, во время досудебного следствия оказывалось сильное давление, следователь требовал признать вину и угрожал «повесить» на него другие преступления. Игнатов сообщил, что после перенесенных побоев ему не была оказана своевременная медицинская помощь, вследствиесильногоудара по голове, который ему нанес водитель милицейской машины, произошло внутреннее кровоизлияние, и ему прямо в санчасти следственного изолятора были вынуждены сделать операцию, фактически сделавшую его инвалидом.

 

 

Косарев во время допроса подробно изложил свою версию происшествия, начиная со своих давних конфликтов с руководством Успенского карьера (чего не отрицал и допрашиваемый ранее бывший директор предприятия). Эти люди, по его словам, неоднократно обещали расправиться с ним руками милиции. Косарев сообщил, что во время ссоры один из милиционеров демонстративно перезаряжал пистолет и угрожал его применить. Подсудимый подробно рассказал, как его избивали трое сотрудников лутугинской милиции, как скорая отказалась оказывать ему медицинскую помощь, как его продержали 17 часов в наручниках в коридоре лутугинской прокуратуры, как первый государственный адвокат вымогал у него деньги, а второй попросту отказывался действовать в его интересах. Юрий указал на ряд нелепостей, допущенных прокуратурой и милицией, второпях клепавших уголовное дело против него – так, например, согласно имеющихся в материалах дела документов, он был допрошен раньше, чем задержан, все протоколы, фигурирующие в деле, составлялись задним числом с нарушением процедуры, в отсутствии понятых. Юрий не считает  объективными и результаты экспертизы, согласно которой, он «получил травмы при падении на плоскую поверхность с выступающим твердым элементом».

 

 

Оказалось, что новый прокурор, впервые появившийся на заседании 25 сентября совершенно не знаком с материалами дела. Несмотря на показания подсудимых и изученную видеозапись, подтверждающую незаконность действий милиции, прокурор заявил, что Косарев и Игнатов, тем не менее, должны были подчиниться матерящимся, размахивающим пистолетом и угрожающим им смертью милиционерам, и проследовать за ними.  Некоторые пассажи прокурора развеселили даже судью. После изучения видеозаписи конфликта адвокат Косарева Олег Коваленко указал на многочисленные нарушения, допущенные во время следствия, и заявил ходатайство об отправлении дела на повторное расследование. Адвокатом Сергея Игнатова было заявлено ходатайство об изменении подсудимому меры пресечения. Прокурор заявил возражение, но, не сумев подкрепить его аргументами, попросил сделать перерыв.

 

 

Заседание продолжилось 28 сентября. За эти три дня прокурор так и не нашел в материалах дела весомых аргументов для обоснования своей позиции. Оппонируя адвокату, заявляющему о нарушении права на защиту Сергея Игнатова, прокурор, например,  заявил, что правовую помощь подозреваемому оказывал непосредственно следователь.  А Косарев, по его мнению, вообще не нуждался в защите. Однако, эти аргументы – плоды трех бессонных ночей молодого обвинителя – не произвели впечатления на судью: дырявое дело полетело на доследование, а за ним вслед вскоре полетят и погоны тех чиновников милиции и прокуратуры, которые покрывали лутугинских  беспредельщиков.

 

 

История на этом не заканчивается. Милиция, вероятнее всего, будет отчаянно защищать «честь мундира», пытаясьобжаловать решение суда,спустить дело на тормозах и выгородить виновных. Но Косарев не готов к компромиссам и намерен в судебном порядке преследовать своих обидчиков и добиваться наказания для всех причастных к этому преступлению сотрудников милиции и прокуратуры.

 

 

Пресс-служба Правозащитного центра "Поступ"